ПАРТИЙНОСТЬ в искусстве


ПАРТИЙНОСТЬ в искусстве
(от лат. partes — партия, обязанность, долг) — такое проявление классовости иск-ва, к-рое связано с высоким уровнем развития борющихся за власть социальных лагерей и с появлением их идеологических и политических партий. Так, революционно-демократическая П. творчества Чернышевского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина выражала накал борьбы с самодержавно-крепостническим строем и его идеологией. В совр. условиях наиболее последовательной является коммунистическая П. — высшее, открытое и осознанное выражение народности в мировом иск-ве. Она противостоит П. буржуазной. Если объективный смысл буржуазной П. не всегда четко осознается даже ее проводниками, а нередко и намеренно маскируется, то художники, отстаивающие идеалы и принципы коммунизма, открыто провозглашают идею П., сознательно и целеустремленно проводят ее в жизнь-Маркс и Энгельс впервые с научно обоснованных пролетарских партийных позиций подошли к рассмотрению вопросов худож. деятельности. Заслуга всесторонней разработки и практического осуществления идеи П. иск-ва в новых исторических условиях принадлежит Ленину, Коммунистической партии Советского Союза. В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) и в др. ленинских работах определен критерий коммунистической П. в лит-ре, указывающий на органическое единство свободы (Свобода художественного творчества), широкой творческой инициативы писателей революционного рабочего класса, их сопричастности идеям и делам партии нового типа. Этот критерий предполагает осознание того, что лит-ра должна быть поставлена на службу трудовому народу, возглавляемому рабочим классом, что наиболее успешно выполнить такую задачу можно, лишь участвуя своим творчеством в выработке и проведении партийной политики, сознательно и убежденно руководствуясь в литературной работе программой, идеями, решениями, практическим опытом Коммунистической партии и опытом революционной борьбы в др. странах. Это относится не только к теоретической и агитационно-пропагандистской, но и к худож. лит-ре, к иск-ву нового типа в целом. Истинность критерия коммунистической П. проверена худож. практикой: его подтверждением стали книги Горького, Маяковского, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, Е, Чаренца, А. Упита, Ч. Айтматова, музыка Д. Д. Шостаковича, С- С. Прокофьева, революционные спектакли советского театра, фильмы Эйзенштейна, Пудовкина, бр. Васильевых, Довженко, Н. Шенгелая, скульптуры Н. А. Андреева, В- И. Мухиной, живопись позднего М. В. Нестерова, М. Сарьяна, А. А. Пластова, творчество мн. др. советских художников. Коммунистическая П. проявляется в творческой деятельности как членов партии, так и беспартийных художников, отстаивающих дело и идеи партии. Единство партии и народа — основа единства П. и народности многонационального советского иск-ва. Худож. творчество, проникнутое коммунистической П., развивается и в др. странах социализма, а также прокладывает себе дорогу в капиталистическом мире (Л. Арагон, М. Андерсен-Нексе, Р. Гуттузо, X. Бидструп и др.). П.—объективная закономерность, определяющая важные черты эстетического своеобразия произв. иск-ва, их функции в об-ве. Так, красота в советском иск-ве неотделима от утверждения социалистического идеала. худож. выявления его в тенденциях реальности, связана с воздействием творческого воображения, направленного на активизацию усилий народа на преобразование мира, с умением глубоко заинтересовать людей революционной постановкой коренных вопросов бытия и вызвать у них чувство гармонической завершенности таким ответом на эти вопросы, найти к-рый помогают марксистское мировоззрение и практика социалистического строительства. Особое значение в борьбе за обновление социализма принадлежит познавательно-воспитательной функции иск-ва, худож. постижению правды. Участие художника в борьбе за социализм, за подлинную гуманизацию отношений в об-ве, одухотворенность марксистско-ленинскими идеями, воспринимаемыми не догматически, а творчески, на основе диалектического осмысления закономерностей общественного развития, расширяют сферу худож. правды (Правда художественная), способствуют верному отражению самых глубоких пластов жизни. Марксистско-лининская П. определяет выбор «центра тяжести» обобщающих худож. образов, тех «несущих конструкций», с к-рыми в значительной степени связана новаторская специфика всей системы изобразительно-выразительных средств в произв. социалистического иск-ва. При всем .многообразии идей, тем, проблематики и поэтики, обусловленном задачей воспитания всесторонне развитой личности, в его содержании есть особо важные грани, связанные с утверждением возможностей социализма, с худож. осмыслением коммунистической перспективы и борьбы за нее. Это никоим образом не означает апологетики действительности, наоборот: марксистско-ленинская П. побуждает художника к революционному вскрытию конфликтов, отражению недостатков во имя всестороннего совершенствования реальности. Ленинская идея П. находит ныне свое развитие в программной установке КПСС на участие худож. культуры в борьбе с психологией застоя, в решительной перестройке народной жизни. Диалектикой классовой борьбы за будущее об-во без классов обусловлена диалектика классового и общечеловеческого в социалистическом иск-ве, являющемся предтечей грядущего бесклассового, общечеловеческого иск-ва коммунизма.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "ПАРТИЙНОСТЬ в искусстве" в других словарях:

  • Партийность —         искусства, идейная направленность художественного творчества, выражающая интересы определенных классов и социальных групп и проявляющаяся как в образном строе самого искусства, так и в личных и обществ, позициях и взглядах, поведении… …   Художественная энциклопедия

  • ПАРТИЙНОСТЬ —         1) принадлежность человека к политич. партии. 2) Идейная направленность мировоззрения, философии, обществ. наук, литературы и искусства, выражающая интересы определ. классов, социальных групп и проявляющаяся как в социальных тенденциях… …   Философская энциклопедия

  • ПАРТИЙНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ — ПАРТИЙНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ. Учение о П. л., выдвинутое и обоснованное В. И. Лениным, опирается на традиции прогрессивной культуры прошлого, тех писателей и критиков, которые выступали поборниками тенденциозности искусства, отстаивали мысль о… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Партийность —         1) принадлежность человека к политической партии. 2) Идейная направленность мировоззрения, философии, общественных наук, литературы и искусства, выражающая интересы определённых классов, социальных групп и проявляющаяся как в социальных… …   Большая советская энциклопедия

  • Партийность — ПАРТИ́ЙНОСТЬ в искусстве, идейная направленность художеств. творчества, выражающая интересы определённых классов, социальных групп и проявляющаяся как в образном строе самого иск ва, так и в общественных позициях и взглядах художников. В П.… …   Балет. Энциклопедия

  • СОВРЕМЕННОСТЬ в искусстве — обращение художника в своем творчестве к событиям определенного периода времени, очевидцем к рого он является С. в и. это отражение в иск ве «исторического сегодня», неразрывно связанного с ближайшим и, возможно, более отдаленным этапом уже… …   Эстетика: Словарь

  • ИДЕЙНОСТЬ в искусстве — (от греч. idea идея, первообраз, идеал) определенность общественно политической позиции художника, сознательная приверженность конкретной идее или системе идей, ценностных ориентации, идеалов, выражение авторского отношения к изображаемому в… …   Эстетика: Словарь

  • Идейность —         приверженность определенной целостной системе идей и соответствующему ей социальному, нравственному и эстетическому идеалу; последовательная верность им и в теории, и на практике. Одно только знание идеи, если оно не превратилось в… …   Большая советская энциклопедия

  • ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ — в искусстве (от лат. tendo направляю, стремлюсь) идейно эстетическая направленность худож. произв., выраженная через систему образов определенная социальная позиция художника, ценностный аспект идеи произв. Т.. вытекает из самой специфики худож.… …   Эстетика: Словарь

  • ХУДОЖНИК — творческий работник в иск ве (в узком смысле в изобразительном искусстве). В прошлом, напр. в эпоху античности и средневековья, к X. причисляли и ремесленников ювелиров, оружейников, шорников и т. п. В настоящее время X. чаще всего называют… …   Эстетика: Словарь