- ИДЕЙНОСТЬ в искусстве
- (от греч. idea — идея, первообраз, идеал) — определенность общественно-политической позиции художника, сознательная приверженность конкретной идее или системе идей, ценностных ориентации, идеалов, выражение авторского отношения к изображаемому в худож. произв., тенденциозность, мировоззренческая направленность последнего. И.— важный критерий социальной значимости произв. иск-ва. Выступая в качестве обобщенного суждения о явлениях действительности, программы как самого худож. произв., так и его воспитательного воздействия, она предполагает глубокую убежденность художника в правоте и ценности тех или иных идей, представлений. Маркс выделял такие идеи, «которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть,— это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» (т. 1, с. 118). Понятие «И. в и.» разрабатывалось уже в философско-эстетической мысли прошлого, особенно в революционно-демократической эстетике (Белинский, Чернышевский), но как категориальная концепция получило осмысление и методологическое обоснование в марксистской эстетике, в учении о социальной детерминированности иск-ва, его классовости (Классовое и общечеловеческое в искусстве), партийности. о мировоззрении и методе художника, единстве содержания и формы худож. произв. И.— неотъемлемый атрибут иск-ва. Подлинный художник не может творить, если в его сознании не выстроилась определенная картина мира. Его творчество не может не выразить того или иного отношения к основам природного и социального бытия, к предназначению человека. Эта сторона его деятельности и отражается в И. создаваемых им произв. Еще Плеханов писал: «...не может быть художественного произведения, лишенного идейного содержания. Даже те произведения, авторы которых дорожат только формой и не заботятся о содержании, все-таки так или иначе выражают известную идею». Иск-во, говорил Горький, это всегда борьба «за» или «против», т. к. художник всегда что-то утверждает и что-то отрицает. Характеризуя содержательную сторону произв. иск-ва, И. тесно слита с художественностью: она проявляется не столько в декларациях и заявлениях, сколько в конкретно-чувственной форме, в образной системе того или иного вида искусства. Можно сказать, что И. в и. выступает как систе-мообразующий фактор целостной содержательно-формальной структуры худож. произв., цементирующий все его слои. Она предстает здесь как выражение идей философских, политических, этических, религиозных и т. д., получивших эстетическую трансформацию. Проявление И. в худож. произв. многообразно: через тематику и конфликты, обобщение определенных сторон действительности, через образы героев, авторское отношение, его симпатии и антипатии. Она может выражаться в прямой, публицистической форме («Стихи о советском паспорте» Маяковского); через отрицание негативного, отживающего, уходящего с позиций передового эстетического идеала (сатирические жанры), через воплощение положительного героя (Павел Корчагин в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, Василий Губанов в фильме «Коммунист» Ю. Я. Райзмана и др.), через постановку острой, совр. проблемы (фильмы «Чучело» Р. А. Быкова, «Тема» Г. А. Панфилова и др.). Передовые художники и представители эстетической мысли всегда выступали за высокое общественное назначение и прогрессивную идейную направленность иск-ва. Но И. может предстать в иск-ве и как отстаивание реакционных идей, поддерживающих отжившее, уходящее, отмирающее, и как выражение идеи общественного индифферентизма, проявление «безнадежно отрицательного», по характеристике Плеханова, отношения к окружающей социальной среде. Мноточисленные разновидности формализма и модернизма связаны с отрицанием роли И. а и., провозглашают принципы «деидеологизации». Однако в совр. буржуазном иск-ве позиция консерватизма, по существу, является не чем иным, как возвратом к идеологизированности. В прогрессивном иск-ве И, проявляется в верности и глубине худож. постижения действительности, в оценке ведущих тенденций общественного развития, соотношении направленности произв. с целями и задачами трудящихся масс. В марксистско-ленинской эстетике последовательно проводится идущая от Ленина мысль об И. как выражении идеалов и интересов рабочего класса и его авангарда — коммунистической партии. Понимаемая так И. сочетает в себе гносеологический и аксиологический подходы к реальной действительности, является фактором воспитания у человека прогрессивного мировоззрения, активной жизненной позиции. Поэтому на всех этапах развития советской худож. культуры КПСС уделяла и уделяет огромное внимание идейной направленности лит-ры и иск-ва. Коммунистическая И.— неотъемлемая черта социалистического иск-ва, генерализующии признак, пронизывающий осмысление сложного, противоречивого социально-исторического процесса. Она — не идеологическая или теоретическая добавка к произв., не привнесенное качество, а столь же органично присущая ему черта, как партийность и народность. Ее следует рассматривать как эстетическую категорию. Глубокая И. влияет на характер отношения человека к действительности, пробуждает у него эстетическое чувство, способствует его гармоническому развитию, самосовершенствованию. Худож. творчество только тогда может стать социально значимым, когда общественные проблемы рождают у художника желание и стремление подняться в творчестве на уровень больших вопросов современности. «Только литература — идейная, художественная, народная,— подчеркивалось на XXVII съезде КПСС,— воспитывает людей честных, сильных духом, способных взять на себя ношу своего времени».
Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989.