ФОТОИСКУССТВО


ФОТОИСКУССТВО
(от греч phos — свет) — первое из т. наз. «технических» искусств, специфическая особенность к-рого — органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Ф. сложилось на рубеже XIX—XX вв. в результате взаимодействия худож. мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически под-готовленно развитием живописи, ориентировавшейся на зеркально точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера-обскура). Предпосылкой Ф. можно считать также творческий опыт реалистической лит-ры XIX в., где высшим критерием художественности выступает верность жизненной правде. Изобретение в 20—30-х гг. XIX в: фотографии было воспринято большинством художников как итог начавшегося еще в эпоху Ренессанса процесса совершенствования техники изображения видимого мира. Первые творческие опыты в фотографии были связаны с ее использованием для решения изобразительных задач. Уже изобретатели фотографии французы Ж. Н. Ньепс и Л. Ж. М. Дагер, англичанин У. Ф. Г. Талбот создавали с ее помощью гелиограяюры и снимки, напоминающие живописные натюрморты и городские пейзажи. В 1839 г. появился специальный термин «фотогения» для обозначения особой выразительности снимка, достигаемой сочетанием изобразительной и фотографической техники, а фотографическое творчество определялось как «искусство фотогенического рисования» (Тал-бот). В 50-е гг. XIX в. развивается дагерротипный фотопортрет. Произв. первых фотопортретистов (Ф. Надара во Франции, Д. М. Камерона в Англии, С. Л. Левицкого в России) стали значительным худож. явлением и оказали заметное влияние на развитие живописи (импрессионизм) и лит-ры («натуральная школа»). Эпоха «великих фотопортретистов» положила начало и развитию худож. фотографии, к-рая длительное время рассматривалась как единственное явление Ф. Ранняя худож. фотография получила название «пикториализма» (от англ. pictorial—живописный). Ее творческий метод определялся стремлением фотохудожников использовать технику как средство живописной стилизации фотоизображения. В качестве образцов принимались вначале произв. классической, затем импрессионистской, а в начале XX в. и модернистской живописи. Теоретики «пикториализма» (Г. П. Робинсон, А, Горслей-Гинтон в Англии, Н. Петров в России) рассматривали Ф. как область образного творчества. занимающую промежуточное место между живописью и графикой. Развитию таких представлений способствовала и использовавшаяся в то время технология («мягкорисующая» оптика, «облагораживающие» способы печати, фотомонтаж и постановка). На рубеже XIX—XX вв. в творческой методологии Ф. происходят существенные изменения, обусловленные, с одной стороны, особенностями худож. процесса того времени, а с др.— новыми достижениями в области фотографической науки и техники. Уже не ориентируясь на подражание живописным образцам и принцип стилизации, фотохудожники стремились широко использовать выразительные возможности моментального фотоизображения. Новое течение в худож. фотографии (его представители: в России — М. П. Дмитриев, А. М. Родченко, в США — А. Стиглиц, во Франции—Э. Атже, А. Картье-Брессон) оказало решающее воздействие на формирование совр- Ф. В XX в. повсеместное распространение получают новые формы фотографической деятельности, связанные с печатью, др. видами массовой коммуникации (Искусство и массовая коммуникация) , промышленным дизайном (информацией но-репортаж-ная, документально-публицистическая фотографика). Моментальное фотографическое изображение, используемое в соар. творческой фотографии, с трудом поддается изобразительной стилизации и обретает худож. значение только в контексте фотографической культуры. Эта культура характеризуется своеобразным видением действительности, ориентирующимся на восприятие реальности как «расчлененного» во времени процесса, в ходе к-рого происходит непрерывное изменение форм и состояний предметов и событий. Она предполагает особый способ образного мышления, «неустойчивую», разомкнутую композицию, языковые формы, опирающиеся на выразительные возможности светописи, смену ракурса, плана, точки съемки. Соответственно такому видению и языку фотографические образы обладают особой «сожиз-ненностью», воспринимаются как «включенные» в реальное событие, как объективные свидетельства о жизни. По мере развития фотографической образности и оформления жанровой структуры различных видов Ф. (она различна в худож., документальной и прикладной фотографии) формируются и стилевые черты фотографической худож. культуры. В системе совр. иск-ва Ф. занимает видное место, обогащая эстетическую культуру новыми худож. ценностями, демократизируя эстетическое чувство. Неоспоримо значение Ф. в сближении худож. мысли и научно-технического прогресса, развитии памяти и исторического сознания. Влияние фотографической культуры можно обнаружить практически во всех областях худож. творчества.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Синонимы:

Смотреть что такое "ФОТОИСКУССТВО" в других словарях:

  • фотоискусство — фотоискусство …   Орфографический словарь-справочник

  • Фотоискусство — искусство создания художественной фотографии. То есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника. Для фотоискусства характерно значительное разнообразие технических средств и богатство изобразительного языка. Фотоискусство… …   Википедия

  • ФОТОИСКУССТВО — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются средствами фотографии …   Большой Энциклопедический словарь

  • фотоискусство — сущ., кол во синонимов: 2 • искусство (45) • фотоумение (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Фотоискусство —         разновидность художественного творчества, в основе которого лежит использование выразительных возможностей фотографии (См. Фотография).          Особое место Ф. в художественной культуре определяется тем, что оно стало первым в истории… …   Большая советская энциклопедия

  • фотоискусство — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются средствами фотографии. * * * ФОТОИСКУССТВО ФОТОИСКУССТВО, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются средствами фотографии …   Энциклопедический словарь

  • фотоискусство — фотоискусство, фотоискусства, фотоискусства, фотоискусств, фотоискусству, фотоискусствам, фотоискусство, фотоискусства, фотоискусством, фотоискусствами, фотоискусстве, фотоискусствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… …   Формы слов

  • фотоискусство — фотоиск усство, а …   Русский орфографический словарь

  • Фотоискусство в Донецке — Содержание 1 Фотоателье, фотостудии и фотоклубы 2 Коллекции 3 Фотовыставки …   Википедия

  • Художественная фотография — Фотоискусство искусство создания художественной фотографии. Художественная фотография отличается от прочих фотографий тем, что не стремится к объективному отражению действительности, а фиксирует сцены, специально избранные либо созданные для… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ФОТОИСКУССТВО» >>