- ТЕМА
- (греч. thema—то, что положено в основу) — гл. объект изображения в произв. иск-ва, результат худож, осмысления жизненных явлений. В иск-ве Т. имеет двойственную природу, что обусловлено единством объективного и субъективного в содержании продукта худож. деятельности: с одной стороны, Т. представляет предмет худож. изображения как объективно существующий; с др.— является элементом худож. мира, созданного автором, выражается во всей целостности произв., выступая именно как изображенный предмет. В этой двойственности Т. проявляются закономерности ее становления и развития от объективной действительности к худож. реальности. Как предмет изображения Т. отражает проблемы, возникшие в общественной практике и духовной жизни людей; как изображенный предмет она не существует вне произв. и выступает как предметный уровень его содержания, представляющего неразрывное единство Т., идеи и пафоса. Разработка Т., пафос ее утверждения определяются во мн. мировоззрением и творческим методом художника, поэтому ценностный аспект Т. выступает как идея произв. Но в отличие от последней, Т. прежде всего — это выражение объективно-познавательного уровня худож. содержания. В процессе восприятия произв. иск-ва и его эстетической оценки Т. может быть выражена в системе понятий (проблема выбора, Т. революции и интеллигенции, личности и об-ва и т. п.), в метафорической форме, обобщающей целый комплекс социально-психологических проблем (Т. «маленького» человека, «лишних» людей и т. п.). Т, может быть конкретизирована, персонифицирована в образах героев, получивших нарицательный смысл и давших название целым общественным явлениям и социальным типам (Плюшкин, Базаров, Дон Кихот, Гамлет, Фауст, Василий Теркин). Т. нередко выражается непосредственно в названии произв. как гл. проблема или воплощается в емком худож. образе (напр., «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Достоевского, «Американская трагедия» Т. Драйзера, «Человек в футляре» А. П. Чехова, «Поднятая целина» М. А. Шолохова, «И дольше века длится день...» Ч- Айтматова). Степень конкретизации и обобщенного выражения Т. определяется видо-жанровыми особенностями произв. иск-ва (напр., в балете, в музыке Т. носит предельно обобщенный характер и не всегда может быть адекватно выражена с помощью слова). Уже воплощенные в иск-ве, Т. могут стать предметом нового творческого осмысления и развития, возникают т. наз. «вечные Т.», в к-рых осуществляется живая память иск-ва: добро и зло, жизнь и смерть, власть и свобода, любовь и красота, поиски смысла жизни и др.
Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989.