- ПОДРАЖАНИЯ ТЕОРИЯ
- кон цепция происхождения и сущности иск-ва, зародившаяся в античной эстетике (мимесис) и получившая развитие в эстетике Возрождения и нового времени; нашла отражение и в совр. эстетических концепциях (Лукач, Э. Ауэрбах), в теории реалистического иск-ва. На разных этапах истории эстетики понятие «П.» интерпретировалось по-разному, подчас прямо противоположным образом. Чернышевский оспаривал правильность перевода греч. термина «мимесис» как П., считая, что его смысл точнее передается словом «воспроизведение», к-рое предполагает, в отличие от П., повторение осмысленное и основанное на познании того, что воспроизводится. В западноевроп. средневековой эстетике, в эстетике Возрождения и нового времени синонимами «П.» выступали «имитация», «копирование», причем часто эти термины оказывались носителями существенно различных значений. Так, во фр. эстетике классицизма «имитация природы» иск-вом осмыслялась как ее идеализированное воспроизведение, а в концепциях реализма эта же формула означала «портретное», «наивное», т. е. правдивое, воссоздание реальности. Соответственно, логика эстетики классицизма вела к подмене принципа «П. природе» требованием «П. античности», тогда как в реалистически ориентированной эстетике смысл понятий «П.» и «природа» истолковывался буквально, т. е. целью иск-ва полагалось достоверное изображение всей чувственно воспринимаемой реальности бытия, естественной и социальной. В XIX в. развитая теория (реализма отбросила понятие «П.», заменив его понятиями «воспроизведение», «воссоздание» (Белинский, Чернышевский) действительности, подчеркивая тем самым познавательный и ценностно-осмысляющий характер образного удвоения мира в иск-ве. Попытки возродить в наше время концепцию иск-ва как П., хотя и подчеркивают познавательную, а не иллюзионистическую направленность худож. деятельности, не позволяют определить ее подлинную природу, т. к. недооценивают, если вообще не игнорируют, субъективный элемент в худож. творчестве, ценностно-осмысляющий и творчески-пересоздающий характер худож. удвоения реальности, Взяв рациональное содержание из всех трактовок иск-ва как П., не отрицая термина «воспроизведение действительности», марксистская эстетика точнее всего передает свое понимание отношения иск-ва к действительности с помощью понятий «освоение» и «отражение» (Отражение художественное), широко применявшихся Марксом и Лениным и подчеркивающих диалектическое единство объективного и субъективного в худож. творчестве.
Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989.