ПЛЮРАЛИЗМ в эстетике


ПЛЮРАЛИЗМ в эстетике
(от лат. pluratis—множественный). 1) Нормальное для науки проявление борьбы мнений, позиций, оценок в эстетике, к-рое на каждом этапе развития эстетической теории должно приводить (в идеале) к нек-рому воспринимающемуся как истина итогу, обобщению в форме закона, канона и т. п. 2) Подход к эстетическим явлениям, оценка произв. иск-ва на основе нескольких несводимых друг к другу исходных принципов. Как методологическая ориентация свойствен в той или иной мере мн. течениям буржуазной эстетики. Такой П. нередко ведет к «дурной бесконечности» (Гегель), неограниченному набору принципов интерпретации явлений или к уравнению всех факторов их развития. На позициях П. стояли Тэн, Ч. Огден, мн. сторонники прагматистской, позитивистской, персоналистской, семантической и др. течений совр. буржуазной эстетики. Теоретически обосновать П. пытался Манро в книге «Эволюция в искусстве» (1963). Процессы развития иск-ва он стремился объяснить, опираясь на принципы естественного отбора, социоэкономического детерминизма, культурной диффузии, натурализма. Неизбежное при этом нагромождение эмпирического материала, поверхностное описательство явлений истории иск-ва привели его к агностицизму в эстетике: факты истории иск-ва столь разнообразны, что «общие законы не могут быть найдены». Плюралистический подход не нацеливает на выявление наиболее существенных связей w отношений, гл. признаков эстетического объекта, причин развития эстетических явлений и отношений. Так, в «Основах эстетики» (1925) Ч. Огдена, А. Ричардса и Дж. Вуда приводится 16 различных определений термина «красивый» и делается вывод об отсутствии ч.-л. устойчивого общечеловеческого в содержании этого понятия, поскольку каждый находит свой идеал прекрасного в зависимости от личных вкусов и устремлений. Вопрос о сущности прекрасного подменяется здесь вопросом о. суоъективном характере его восприятия. Яркий пример П.— утвердившаяся в совр. буржуазном обществоведении концепция множественности факторов, рассматривающая явления иск-ва как результат действия мн. равноценных, одинаково важных факторов — биологических, экономических, психологических, культурных, физических. Уравнение таких моме»тов в развитии иск-ва, как социально-экономические и культурно-идеологические условия и географическая среда,  роль мировоззрения художника и его темперамент в творческом процессе, приводит к затушевыванию сущности худож. явлений, невозможности установить закономерности их развития. Т. обр., следствием такого рода плюралистического подхода является эклектизм, подмена научных критериев оценки релятивистскими. Иной смысл имеет П., утверждающийся в марксистско-ленинской эстетике в условиях перестройки советского об-ва. Он предполагает сочетание множественности научных подходов, всесторонней оценки эстетических явлений с методологическим единством исходных принципов.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "ПЛЮРАЛИЗМ в эстетике" в других словарях:

  • ПОСТМОДЕРНИЗМ —         широкое культурное течение, в чью орбиту последние два десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и… …   Энциклопедия культурологии

  • Методы домарксистского литературоведения — I. Метод и мировоззрение. II. Проблемы историографии домарксистского литературоведения. III. Краткий обзор основных течений домарксистского литературоведения. 1. Филологическое изучение памятников слова. 2. Эстетический догматизм (Буало, Готтшед …   Литературная энциклопедия

  • ЯКОВЕНКО — Борис Валентинович (1884–1948) – рус. философ, близкий к неокантианству. В 1912–14 редактировал сб. Логос . После 1917 жил в Италии, с 1922 – в Берлине, а затем поселился в Праге, где с 1929 по 1939 редактировал журн. Russische Gedanke и отд.… …   Философская энциклопедия

  • Соединённые Штаты Америки — (США)         (United States of America, USA).          I. Общие сведения          США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США …   Большая советская энциклопедия

  • ПАРЕЙСОН — (Pareyson) Луиджи (1918 1991) итальянский философ. Академик, член Международного института философии. Основные сочинения: ‘Философия существования и Карл Ясперс’ (1940), ‘Очерки по экзистенциализму’ (1943), ‘Экзистенция и личность’ (1950),… …   История Философии: Энциклопедия

  • ПАРЕЙСОН — (Pareyson) Луиджи (1918 1991) итальянский философ. Академик, член Международного института философии. Основные сочинения: «Философия существования и Карл Ясперс» (1940), «Очерки по экзистенциализму» (1943), «Экзистенция и личность» (1950),… …   Новейший философский словарь

  • АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — филос. мысль в США. Особенность А.ф. в том, что хотя она развивалась под сильным влиянием идей и концепций, проникавших из Европы, последние обретали здесь новый смысл и звучание. Первые проявления филос. активности в США датируются 17 в., что… …   Философская энциклопедия

  • ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич — (1870 1965) философ, представитель рус. интуитивизма и персонализма. Окончил физико математический и историко филологический факультеты Петербургского ун та, с 1900 приват доцент, с 1916 проф. В 1922 выслан из России, преподавал в ун тах Праги,… …   Философская энциклопедия

  • НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ — Нем. мыслители принимали участие уже в формировании схоластики. Они писали на лат. языке, и их философия была частью общезападноевропейской аристотелевско платоническо христ. философии. Начало собственно «немецкой» философии лежит в т. н. женской …   Философская энциклопедия

  • БЕЛЫЙ —     БЕЛЫЙ Андрей (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) [14 (26) октября 1880, Москва 8 января 1934, там же] русский поэт, писатель и философ. Автор многочисленных работ по философии, среди которых “Эмблематика смысла” (в книге “Символизм”,… …   Философская энциклопедия