ИСКУССТВО И МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ


ИСКУССТВО И МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
(от лат. communico— связываю, общаюсь).— Распространение средств М. к.— периодической печати, звукозаписи, кино, радио, телевидения и др.—существенно изменило худож. жизнь об-ва в XX в. Эти средства позволили приобщить к достижениям мировой культуры широкие слои населения, к-рые ранее практически не имели доступа к худож, ценностям. При этом в процессе полиграфического, звукового или экранного тиражирования произв. традиционных видов искусства (в первую очередь живописи, скульптуры, театра) претерпевали существенные изменения,. теряя ряд. фундаментальных свойств (уникальность рукотворного творения, прямой контакт между актерами и аудиторией в театре и т. д.). Новым фактором функционирования худож. произв. стало включение в иную коммуникативную ситуацию, влияющую не только на их восприятие, но и на внутреннюю структуру. Фундаментальная особенность средств М. к-— охват широких и разрозненных групп людей, периодичность обращения к одной и той же аудитории. На этой базе возникли специфические формы повествования (романы с продолжением, теле- и радиосериалы и т. д.), приоритетное развитие получили популярные жанры И. (комедия, приключенческий жанр, мюзикл, мелодрама). На примере функционирования И. в системе М. к. отчетливо проявилась диалектика худож- и неху-дож., репродуктивного и продуктивного в прессе, программах радио и телевидения. Усилилось взаимодействие между новыми и традиционными видами И., документальным и игровым началом в лит-ре и аудиовизуальных (звукозри-тельных) формах творчества. В ходе репродукции и под воздействием особенностей коммуникации возникли своеобразные «промежуточные» явления культуры: от комиксов и «фотороманов» до теле- и радиотеатра, новых типов концертных программ, экранизаций и радиоинсценировок литературных произв., а также передач и программ, посвященных творчеству различных художников, музеям (Музеи художественные) или выставкам изобразительного искусства н т. д. На основе новых технических средств возник комплекс экранных И. (кино,телевидение и видео), обладающий специфической совокупностью выразительных средств: изображением в движении, ракурсом и масштабом воспроизведения зрительного образа реальности, монтажом, способами сочетания визуального и звукового (звучащее слово, шумы, музыка) рядов. Сформировались и виды экранного творчества: игровой (худож.), документальный, научно-популярный-и мультипликационный (Мультипликация) фильм. Спецификой обладают и отдельные формы создания и распространения произв. экрана: система кинотеатров и киноустановок, телевизионное вещание, видеозапись. Если в кинорепертуаре ведущее место занимают полнометражные игровые фильмы, то на телевидении получили распространение и многосерийные и короткометражные ленты, составляющие значительную часть и видеозаписей. В эстетическом Плане экранные И. продолжают и развивают худож. поиски, характерные и для традиционных форм творчества- Не случайно на заре истории кино его называли «зримой литературой» и «движущейся живописью». Экран расширил палитру И. в разных направлениях: от достоверности фотоизображения до открыто экспериментального характера мультипликационных лент, в к-рых комбинируются различные технические способы создания и воспроизведения изображения и звука. Все более широкое распространение получают электронные способы организации звукозрительного ряда, аудиовизуальные синтезаторы (Синестезия). Открытые новыми средствами М. к. возможности массового распространения худож. культуры по-разному используются в условиях различного социального строя. Если при социализме руководящими принципами стали общедоступность высших достижений отечественной и мировой культуры, народность И., то в капиталистическом об-ее получила развитие массовая культура,  манипулирующая сознанием масс в интересах господствующего класса. Именно поэтому освоение и распространение худож. культуры средствами М. к., формирование на этой основе новых форм творчества, в первую очередь экранного, стало ареной острой идеологической борьбы между силами социального прогресса и силами реакции.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "ИСКУССТВО И МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ" в других словарях:

  • КОММУНИКАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — (от лат. communico связываю, общаюсь) функционирование иск ва в об ве, в процессе к рого оно выступает как специфическая эстетическая деятельность и средство общения. В общении людей посредством иск ва происходит присвоение худож. и культурных… …   Эстетика: Словарь

  • Массовая культура — («Массовая культура»)         в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века. В понятии «М. к.» нашли отражение существенные сдвиги в механизме буржуазной культуры: развитие средств массовой …   Большая советская энциклопедия

  • КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ — процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью воспроизведения, хранения и создания различных культурных программ, определяющих лицо конкретного типа культуры. К.С. служит …   Социология: Энциклопедия

  • ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ в искусстве — (от лат. documentum свидетельство) понятие, характеризующее новое эстетическое качество, присущее худож. культуре XX в., к рое сложилось под влиянием технических средств передачи информации (фотография, печать, радио, кинематограф, телевидение),… …   Эстетика: Словарь

  • ФОТОИСКУССТВО — (от греч phos свет) первое из т. наз. «технических» искусств, специфическая особенность к рого органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Ф. сложилось на рубеже XIX XX вв. в результате взаимодействия худож. мысли… …   Эстетика: Словарь

  • КИНОИСКУССТВО — вид худож творчества, вошедший в систему синтетических видов искусств в XX в. К. относится к т. наз. «техническим» искусствам, т. к. предпосылкой его явилось возникновение кинематографа (1895 96) системы фотографического запечатле ния реальности… …   Эстетика: Словарь

  • НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ в искусстве — (от лат. па tio народ и inter между) отражение в конкретном произв. иск ва, творчестве к. л. художника и худож. развитии об ва диалектической взаимосвязи особенного, специфически неповторимого, присущего национальной худож. культуре, и общего,… …   Эстетика: Словарь

  • сТЕХНИЧЕСКИЕ» ИСКУССТВА — термин, употребляемый для обозначения нового рода иск в, образовавшихся во второй половине XIX XX в. в результате активного взаимодействия худож. мысли и прогресса науки и техники. К «Т.» и. прежде всего принято относить фотоискусство,… …   Эстетика: Словарь

  • Список академических дисциплин — Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне …   Википедия

  • Невербальное общение: коммуникативные уровни — Исследования уровневой специфики неречевого О. имеют важное значение для понимания его сущности. Особенно это актуально с позиций передовых психол. подходов, конкретных паралингвистических дискурсивных практик, поскольку каждый уровень определяет …   Психология общения. Энциклопедический словарь