- ГОТИКА
- (итал. gotico—готский, варварский) —стиль в западноевроп. иск-ве ХП—XV (XVI) вв., завершивший его развитие в средневековый период (Средневековая эстетика). Сменившее романский стиль готическое иск-во, развиваясь в рамках феодально-религиозной идеологии, по-прежнему оставалось преимущественно культовым; оно отличалось высоким худож.-стилевым единством: господство линии, вертикализм композиций, виртуозная деталировка, подчиненная логике целого, неразрывная связь архитектуры и скульптуры. Архитектура Г., ведущим типом к-рой стал городской собор, привела к развитию сложной каркасной конструкции (стрельчатые арки, опирающиеся на столбы, и др.), что потребовало математической изощренности работы зодчего и позволило создавать устремленные ввысь соборы с обширными интерьерами, огромными прорезными окнами. Многоцветный витраж, гобелен, иллюстрации (Миниатюра) манускриптов (братья Лимбург и др.) воплотили эстетические вкусы феодальной верхушки об-ва, в эпоху крестовых походов соприкоснувшейся с изощренностью иск-ва Востока. В церковном иск-ве расцвет Г. отразил культ девы Марии с характерным противоречием мистической экзальтации и жизнерадостных мирских мотивов. В XIV—XV вв. бурное развитие городов способствовало демократизации Г., ее распространению на все элементы общественного и частного интерьера, включая мебель. Единство стиля не препятствовало возникновению множества национальных и региональных вариаций Г.: англ. «перпендикулярная», фр. «пламенеющая», нем: «кирпичная» и т. п. При всей резкости перехода от Г. к иск-ву Возрождения творчество таких мастеров, как С. Боттичелли, Я. Ван Эйк или Р. ван дер Вейден, сохраняет черты преемственности с иск-вом Г. Однако до середины XVIII в. Г. в эстетическом сознании отождествлялась с «варварством», с нарушением худож. вкуса. «Открытие» Г. стало одним из ключевых элементов эстетики романтизма и появлением неоготических тенденций в иск-ве XIX в.
Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989.