ГЕРЦЕН Александр Иванович


ГЕРЦЕН Александр Иванович
(1812—70) — рус. революционер-демократ, мыслитель-материалист, писатель. Создатель Вольной рус. типографии (Лондон, 1853), издававшей альманах «Полярная звезда» (1855—69), первую рус. революционную газету «Колокол» (1857—67) и др. Эстетические воззрения Г. неотрывны от общей эволюции его философских взглядов, итог к-рой подведен В. И. Лениным: «Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед — историческим материализмом» (т. 21, с. 256). Разрабатывая общефилософские обоснования будущего социального переворота в России, в эстетической борьбе эпохи Г. становится защитником реалистического метода (Реализм) в иск-ве и лит-ре. Он утверждает объективность эстетических категорий и представлений, возможность не только эмоционального, субъективного восприятия, но и интеллектуального «понимания» произв. иск-ва. Здесь, как и в философских исканиях в целом, Г. ищет синтез «эмпирии» и «спекуляции», единства бытия и мышления, практики и теории. Отсюда вытекает его понимание задач иск-ва и лит-ры, к-рые призваны не только «представлять» действительность, но и стать активной силой в ее пересоздании. Г. принадлежит воспринятое всеми революционными демократами определение лит-ры как «трибуны», с- высоты к-рой народ «заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести», а также представление о высокой миссии художника-творца: «художник тоже власть». Высоко ценя творчество мн. деятелей иск-ва и лит-ры прошлого и своего времени, Г. возлагает большие надежды на иск-во будущего. Говоря о «новом искусстве», он имеет в виду прежде всего такое, к-рое было бы и социально действенным, и обладающим «художественной инициативой». Поскольку «корни» иск-ва — «корни» прекрасного «в земле», как образно определяет Г., постольку возникновение иск-ва, его развитие зависят от конкретно-исторических условий. «...Великий художник не может быть несовременен. Одной посредственности предоставлено право независимости от духа времени». Источник прекрасного, по Г., жизнь, но не в ее обыденном течении, а в моменты высокого напряжения, подъема. Оперируя понятием «вечная красота», Г. видит в ней отражение «человеческой мощи» в ту или иную историческую эпоху. Полемизируя с попытками объяснить, что такое «красота», «прекрасное», исходя из физиологических особенностей человека, он утверждает: «Прекрасное, конечно, не ускользает от законов природы; невозможно ни создать его без материи, ни ощущать его без органов чувств; но ни физиология, ни акустика не могут создать теорию художественного творчества искусства» — это, по Г., сфера общественных наук. Историзмом проникнуто его понимание трагического. «Дон-Кихотом революции», «суровым, трагическим типом» предстает в его творчестве якобинец, оставшийся верным идеалам общественной свободы и справедливости в эпоху их крушения и попрания. Комическое связывается Г. с отжившими или отживающими явлениями, но с такими, само существование к-рых тормозит общественное развитие. Поэтому осмеяние их «имеет в себе нечто революционное». Способность художника выразить и воплотить в произв. иск-ва не только существующие и уходящие, но и едва зарождающиеся черты и тенденции развития об-ва составляют, согласно Г., основу воспитательной силы иск-ва. Особенно важно для иск-ва отражение назревающих потребностей народной жизни. Народность и художественность неотъемлемы для Г. друг от друга: «Поэт и художник в истинных своих произведениях всегда народен». Связь иск-ва с делом освобождения трудящихся масс от эксплуатации, отражение в нем передовых общественных идеалов, идейность искусства являются гл. принципами эстетики Г. Они положены в фундамент его концепции истории рус. лит-ры и дали право Г. называться одним из творцов рус. революционно-демократической эстетики. Проблемы эстетики затрагиваются в разных по задачам и жанрам работах Г., важнейшие из к-рых: «Дилетанты-романтики» (из цикла «Дилетантизм в науке», 1842-—43), «О развитии революционных идей в России» (1850), «А. Иванов» (1858), «Концы и начала» (1862), «Новая фаза в русской литературе» (1864), «Письмо о свободе воли» (1868). Высказывания по этим проблемам содержатся также в «Былом и думах» (1855—68), дневниках и письмах.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "ГЕРЦЕН Александр Иванович" в других словарях:

  • Герцен, Александр Иванович — — родился 25 го марта 1812 г. в Москве. Он был внебрачным сыном родовитого московского помещика Ивана Алексеевича Яковлева. Последний принадлежал к тому поколению, которое Г. впоследствии называл "иностранцами дома, иностранцами в… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Герцен Александр Иванович — Герцен, Александр Иванович политический деятель, внебрачный сын знатного русского барина Ив. Ал. Яковлева и немки Луизы Гааг, которую Яковлев, возвращаясь после многолетнего путешествия по Европе, взял с собою в Москву. 25 марта 1812 г. она стала …   Биографический словарь

  • Герцен Александр Иванович — (1812 70), рус. писатель, революц. деятель. В 1830 32 одновременно с Л. учился в Моск. ун те, принимал участие в «маловской» истории (см. Малов М. Я.). В ст. «Провинциальные университеты» (1861) Г. писал: «Лермонтов, Белинский, Тургенев, Кавелин… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Герцен Александр Иванович — (псевдоним ≈ Искандер) [25.3(6.4).1812, Москва, ≈ 9(21).1.1870, Париж], русский революционер, писатель, философ и публицист. Родился в семье богатого помещика И. А. Яковлева; мать ≈ немка Луиза Гааг. Брак родителей не был оформлен, и Г. носил… …   Большая советская энциклопедия

  • Герцен Александр Иванович — (1812—1870), революционер демократ, публицист, писатель, философ. Впервые приехав в Петербург в 1836, Герцен был в нём ещё 3 раза, в том числе в 1839, когда во время кратковременного приезда встречался с В. Г. Белинским. В мае 1840 —… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ГЕРЦЕН Александр Иванович — (1812 70) российский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огаревым возглавлял революционный кружок. В 1834 арестован, 6 лет провел в ссылке.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Герцен Александр Иванович —       (1812 1870), революционер демократ, публицист, писатель, философ. Впервые приехав в Петербург в 1836, Г. был в нём ещё 3 раза, в том числе в 1839, когда во время кратковременного приезда встречался с В. Г. Белинским. В мае 1840 июне 1841… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • ГЕРЦЕН Александр Иванович — (1812 1870) философ, публицист, общественный деятель. Окончил физико математический факультет Московского ун та (1829 1833), совместно с Н.П. Огаревым руководил социально философским кружком, ориентированным на идеалы Французской революции и идеи …   Философская энциклопедия

  • Герцен Александр Иванович — (Herzen, Alexander Ivanovich) (1812 70), рус. писатель и революционер. В 1835 г. был сослан в Вятку по подозрению в сочувствии декабристам. После возвращения в Москву (1842) стал лидером западников , считавших, что для продвижения России по пути… …   Всемирная история

  • Герцен, Александр Иванович — Запрос «Герцен» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Иванович Герцен …   Википедия

  • Герцен Александр Иванович — (1812 1870), российский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огарёвым возглавлял студенческий кружок. В 1834 арестован, 6 лет провёл в ссылке.… …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ГЕРЦЕН Александр Иванович» >>