ГЕГЕЛЬ (HEGEL) Георг Вильгельм Фридрих

ГЕГЕЛЬ (HEGEL) Георг Вильгельм Фридрих
(1770—1831) — представитель нем. классической философии, создатель теории диалектики на основе объективного идеализма. Уже в молодые годы Г. проявил интерес к эстетике, к-рая в тот период доминировала в его философии. В 1796 г. он утверждал, что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что «истина и добро соединяются родственными узами лишь в красоте». Позднее примат в философской науке в представлениях Г. переходит от эстетики к логике. Эстетика же предстает как философия иск-ва, занимающего подчиненную ступень в развитии абсолютного духа (т. е. форм общественного сознания, иерархия к-рых у Г. выглядит теперь так: иск-во, религия, философия). Новизна эстетики зрелого Г. состояла в акцентировании связи иск-ва и красоты с деятельностью и трудом человека (понимаемым идеалистически, ибо идеализм, как подчеркивал Маркс, «не знает действительной, чувственной деятельности как таковой») ; изменяя предметы, человек запечатлевает в них свои определения, на этом основании возникает переживание красоты. Красота, по Г., всегда человечна; мы называем животных красивыми, если обнаруживаем в них свойства, созвучные человеку,— силу, храбрость, добродушие и т. д. Красота — это чувственная форма идеи. Ее сфера — видимость, находящаяся посредине «между непосредственной чувственностью и идеализованной мыслью». Чувственное в иск-ве адресуется двум «теоретическим» чувствам — зрению и слуху; оно всегда одухотворено. Предельно общей эстетической категорией у Г. выступает прекрасное, роль к-рого в эстетике аналогична роли категории «бытие» в логике. Вне прекрасного нет иск-ва, но это не значит, что художник ограничивает свой материал красотой объективного мира. В «снятом» виде в состав иск-ва входит и безобразное, причем «снятие» это происходит, поскольку благодаря мастерству художника, выносящего свой приговор к.-л. явлению, достигается «внутреннее примирение духа», т. е. преодоление безобразного красотой. Г. не построил системы эстетических категорий по принципу восхождения от абстрактного к конкретному, как это сделано в его логике. В эстетике взят исторический принцип рассмотрения материала (причем само историческое развитие выступает у Г. как прогресс в сфере духа). Осн. триаду применительно к иск-ву образуют последовательно сменявшиеся в ходе истории его формы — символическая (доминирует на Востоке), классическая (характерна для античности) и романтическая (преобладает в христианской Европе). Критерий оценки — соотношение между худож. содержанием и его воплощением. Символическое иск-во, в к-ром содержание не нашло еще адекватной формы,— лишь предыскусство. Только классика, где содержание и форма  находятся в гармоническом единстве, является, по Г., подлинным иск-вом. Романтическое иск-во знаменует собой нарушение гармонии, распад, ибо содержание в нем перерастает форму, мысль и рефлексия обгоняют худож. творчество, к-рое закономерно уступает место религии и науке. Мысль Г. о гибели иск-ва отражала неблагоприятную ситуацию, сложившуюся для худож. творчества в условиях капитализма. Историческую схему развития иск-ва Г. дополняет классификацией его видов, в основу к-рой положен субъективный принцип — ощущение. К социально значимым ощущениям — зрению и слуху Г. добавил еще внутреннее чувство — способность порождать образы предметов без непосредственного контакта с ними за счет воспоминания и воображения, связав это чувство с членораздельной речью. Исходя из этого, Г. и выделяет три осн. вида иск-в — пластические, музыкальные, словесные. Начало иск-ва — архитектура, она соответствует символической стадии творчества. Классическое иск-во — скульптура. Романтические иск-ва, призванные «оформлять внутренние переживания субъекта»,— живопись, музыка, поэзия. Подробно рассматривая виды искусства,  Г. высказывает тонкое понимание каждого из них. Всюду он старается уловить принцип развития. Так, прогресс живописи Г. видит в том, чтобы «доработаться до портрета»; в лит-ре отмечает значение новой формы—романа, к-рый называет «гражданской эпопеей» (термин был введен до Г.). Гл. произв., в к-ром изложена эстетическая концепция Г.,— «Лекции по эстетике», курс, неоднократно прочитанный им и изданный посмертно на основании студенческих записей.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ГЕГЕЛЬ (HEGEL) Георг Вильгельм Фридрих" в других словарях:

  • ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих — (1770 1831) немецкий философ, создавший на объективно идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие развитие есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГЕГЕЛЬ (HEGEL) Георг Вильгельм Фридрих — (1770 1831) выдающийся представитель немецкой классической философии. Важное место в политической теории Гегеля занимает концепция о гражданском обществе и правовом государстве, которое рассматривается во взаимосвязи с социально экономической… …   Политологический словарь-справочник

  • Гегель (Hegel), Георг Вильгельм Фридрих — (1770 1831)     представитель немецкой классической философии. С 1801 профессор Йенского университета. В 1808 16 директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 профессор философии в Гейдельбергском (до 1818) и Берлинском университетах. Создал… …   Педагогический терминологический словарь

  • ГЕГЕЛЬ (HEGEL) Георг Вильгельм Фридрих — (1770 1831) представитель нем. классической философии, объективный идеалист, создатель диалектической логики. В гегелевской философской системе учение о морали и нравственности (Г, настаивал на разграничении этих понятий) растворено в общем… …   Словарь по этике

  • Гегель, Георг Вильгельм Фридрих — Георг Вильгельм Фридрих Гегель Georg Wilhelm Friedrich Hegel …   Википедия

  • Гегель Георг Вильгельм Фридрих — Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт, ≈ 14.11.1831, Берлин), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Родился в семье… …   Большая советская энциклопедия

  • Гегель, Георг Вильгельм Фридрих — Георг Вильгельм Фридрих Гегель. ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770 1831), немецкий философ, создавший систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие развитие есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гегель Георг Вильгельм Фридрих — (Hegel) (1770 1831), немецкий философ, создавший на объективно идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Её центральное понятие  развитие  есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в… …   Энциклопедический словарь

  • ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих — (Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770 1831), немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода,… …   Энциклопедия Кольера

  • ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ — (Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) (1770–1831) Немецкий философ, родился в Штутгарте, умер от холеры в Берлине. Окончил Штутгартскую гимназию, в Тюбингемском теологическом институте вместе с Гёльдерлином и Шеллингом изучал философию и теологию.… …   Политология. Словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»