ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО


ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО
(от фр. estrade — помост, возвышение) — синтетический вид сценического искусства, объединяющий малые формы драмы, комедии, музыки, а также пение, худож. чтение, хореографию, эксцентрику, пантомиму, акробатику, жонглирование, иллюзионизм и т. д. Несмотря на свою интернациональную природу, Э. и. сохраняет народные корни, к-рые придают ему особую национальную окраску. Зародившись в эпоху Возрождения на уличных подмостках и начав с клоунады, примитивных фарсов, скоморошества, Э. и. в разных странах эволюционировало по-разному, отдавая преимущественное предпочтение то одним, то др. жанрам, тем или иным образам-маскам. В эстрадных программах возникших позднее салонов, кружков и клубов, в балаганчиках, мюзик-холлах, кафешантанах, кабаре, театрах миниатюр и на сохранившихся эстрадных садово-парковых площадках преобладают жизнерадостный юмор, острословные пародии и шаржи, едкая общежитейская сатира, заостренная гипербола, буффонада, гротеск, игривая ирония, задушевная лирика, модные танцевально-музыкальные ритмы. Отдельные номера полифонической пестроты дивертисмента нередко скрепляются на эстраде конферансом или несложным сюжетом, а театры одного или двух актеров, ансамбли (балетные, музыкальные и пр.)— оригинальным репертуаром, собственной драматургией. Э. и. ориентируется на самую широкую аудиторию и опирается прежде всего на мастерство исполнителей, на их технику перевоплощения, умение создавать лаконичными средствами эффектную зрелищность, яркий характер — чаще комедийно-отрицательный, чем положительный. Обличая своих антигероев, Э. и. обращается к метафорическим чертам и деталям, к причудливому переплетению правдоподобия и карикатуры, реального и фантастического, способствуя тем самым созданию атмосферы неприятия их жизненных прототипов, противостояния их процветанию в действительности. Для Э. и. типичны злободневность, сочетание в лучших образцах развлекательности с серьезным содержанием, воспитательными функциями, когда веселье дополняется разнообразием эмоциональной палитры, а подчас и социально-политической, гражданской патетикой. Последнего качества лишен порожденный буржуазной массовой культурой шоу-бизнес. Почти всем оперативным «маленьким», «легким» разновидностям Э. и., включая распространенные «капустники», свойственны сравнительно короткие сроки существования, быстрая амортизация масок, что зависит от исчерпанности актуальности темы, реализации социального заказа, смены интереса и потребностей зрителей. Будучи одним из наиболее подвижных видов искусства, Э. и. в то же время более др. иск-в подвержено болезни штампова-ния, снижения худож.-эстетической ценности талантливых находок, вплоть до превращения их в кич. На развитие совр. Э. и. сильное влияние оказывают такие «технические» искусства, как кино и особенно телевидение, часто включающее в свои программы эстрадные представления, концерты. Благодаря этому традиционные формы и приемы эстрады обретают не только большую масштабность и распространенность, но и психологическую глубину (использование крупного плана, др. изобразительно-выразительных средств экранных иск-в), яркую зрелищность.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО" в других словарях:

  • искусство — Творческая художественная деятельность. Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее, волшебное, вольное (устар.), высокое, гуманистическое, гуманитарное (устар.),… …   Словарь эпитетов

  • сценическое искусство — ▲ пластическое искусство ↑ показ представление (цирковое #). действо. шоу. обозрение, ревю эстрадное представление, где номера различных жанров объединены общим сюжетом. премьера (давать премьеру). утренник (детский #). фестиваль. мистерия. прима …   Идеографический словарь русского языка

  • Деммени, Евгений Сергеевич — Евгений Сергеевич Деммени Дата рождения: 28 февраля (13 марта) 1898(1898 03 13) Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 23 …   Википедия

  • Лиховской — Микрорайон Лиховской Страна РоссияРоссия …   Википедия

  • Кантеле (ансамбль) — Государственный Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле» Kantele Годы 1936 Страна …   Википедия

  • ЭСТРАДНЫЙ — ЭСТРАДНЫЙ, эстрадная, эстрадное. прил. к эстрада. Эстрадная раковина (эстрада с возвышающимися над ней наклонными стенками в форме раковины). Эстрадное искусство. Эстрадный артист. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Эстрада — I ж. Помост, сценическая площадка, возвышающаяся над полом и предназначенная для выступления перед публикой оркестра, артистов, чтецов и т.п. II ж. Искусство малых форм, связанное с представлением на сцене небольших драматических, музыкальных,… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Эстрада — I ж. Помост, сценическая площадка, возвышающаяся над полом и предназначенная для выступления перед публикой оркестра, артистов, чтецов и т.п. II ж. Искусство малых форм, связанное с представлением на сцене небольших драматических, музыкальных,… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ЭСТРАДА — (фр.). Помост, возвышение среди залы для музыки, артистов и пр. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭСТРАДА возвышение для трона, кафедры, оркестра и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Белые ночи —       1. наблюдаются в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и практически всю ночь длятся сумерки. Явление Б. н. в атмосфере обоих полушарий обусловлено географической широтой местности (к северу от 59,5°с. ш. и к югу от 59,5° ю.… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

Книги

Другие книги по запросу «ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО» >>