- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭТИЧЕСКОЕ
- (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный и etos — обычай, нрав, характер)—две специфические сферы явлений общественной жизни и формы их оценок; обладая относительной самостоятельностью, они тесно связаны друг с другом, что обнаруживается в отношениях между людьми, в худож. взглядах, представлениях человека (социальной группы, класса). Взаимосвязь Э. и э. принадлежит к числу осн. закономерностей исторического развития искусства, определяющих и выражающих его социальную функцию и смысл. Наиболее очевидно и непосредственно взаимодействие («взаимопроникновение») Э. и э. выступает в явлениях духовной жизни об-ва, в поступках, поведении личности. Как правило, любое общественное явление, поступок или мотив человеческой деятельности обладают одновременно Э. и э. значением (ценностью) и могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с др.— как добро или зло. Объективный (положительный или отрицательный) критерий Э и э. един, ибо не существует каких-то изолированных «эстетических свойств» действительности, равно как и особых, предметно-обособленных «фактов» морали. Нравственная и эстетическая ценность есть отражение в моральном и эстетическом сознании универсальных потребностей, способностей и целей человека как существа общественно-исторического, т. е. отражение таких потребностей и способностей, к-рые реализуются в любой сфере человеческой деятельности и познания — в труде и быту, а науке и политике, в иск-ве и поведении. Наличие общих объективных предпосылок делает взаимосвязь Э. и э. внутренней, органической. Так, эстетическая оценка есть оценка духовных и физических возможностей, творческих способностей человека как существа родового и поэтому применима к любой области общественной жизни, в т- ч. и к морально-этической сфере. Охватывая предмет или явление целостно, эстетическая оценка в качестве своего необходимого условия предполагает выявление их этической значимости. В свою очередь, этическое содержит предпосылки к тому, чтобы выступать в качестве эстетического. Это обусловлено «вез-десущностью» морали, охватывающей своим влиянием и воздействием все сферы человеческой жизнедеятельности, а также непосредственным характером реализации личностью моральных норм и предписаний в своей жизненной практике. Внутреннее родство этих двух сфер нашло отражение в смысловом единстве таких понятий, как возвышенное, низменное, героическое и др., где предмет или явление схватываются, оцениваются одновременно с Э. и э. по
зиций. Однако в общественной жизни и иск-ве соотношение Э. и э. нередко выражается более сложно и противоречиво. Таковы, в частности, случаи, обусловленные несовпадением сущности и явления, содержания и формы в поведении личности, в отношениях между людьми. Положительно оценивая нравственное значение того или иного поступка, мы иногда сознательно пренебрегаем внешней формой его проявления. Или, характеризуя поведение человека с т. зр. соблюдения норм этикета, не касаемся при этом общего уровня нравственного развития личности. Противоречия между Э. и э. могут быть следствием: 1) уродливых социальных условий, как, напр., в буржуазном об-ве, где красота и добро часто исключают друг друга, либо оказываются в противоестественном сочетании: порок, безнравственность претендуют на положительное эстетическое значение, а красота лишается своего этического содержания; 2) одностороннего развития и воспитания личности, когда, напр., внешне привлекательный облик или манеры поведения соседствуют с нравственной пустотой и глухотой, или следование общепринятым нормам морали носит показной, лицемерный характер, что вызывает отрицательную эстетическую оценку окружающих. Преодоление подобных противоречий возможно лишь на основе коммунистического идеала, ставящего своей целью создание всех необходимых условий для всестороннего и целостного развития личности. В сфере худож. творчества идея единства Э. и э. реализуется во взаимоотношениях искусства и морали. Иск-во справедливо называют «эстетической школой нравственности» (Герцен), оно является специфическим и потому незаменимым средством осмысления моральных проблем, пропаганды этического идеала об-ва (или класса), нравственного воспитания человека. Моральная проблематика составляет важнейшую часть содержания худож. произв.; эстетическая ценность и гуманистическая функция худож. творчества в немалой степени определяется тем, что Толстой назвал «нравственным направлением» художника; худож. анализ и воплощение избранной автором темы происходит на основе определенного единства Э- и э. оценок. В марксистско-ленинском понимании единство иск-ва и морали не означает ни отождествления, ни поглощения одной формы общественного сознания др. Исходя из этого, эстетика социалистического иск-ва решительно отвергает как морализаторскую, так и «имморальную» его концепции. Первая смешивает и отождествляет задачи иск-ва и морали, цели художника и моралиста, подменяя дидактикой, голым назиданием этическое значение иск-ва, неотделимое, от его эстетической ценности. Вторая — противопоставляет иск-во и мораль как несовместимые, исключающие друг друга сферы, либо приносит этическое в «жертву» красоте, лишенной нравственного, духовно-человеческого содержания (т. наз. «чистое» иск-во и различные формы псевдореалистического иск-ва). Цели настоящего иск-ва и подлинной нравственности в конечном счете совпадают; причина возникающих между ними коллизий лежит не в природе иск-ва, как иногда полагают, а в реально-исторических условиях существования и развития их субъекта — человека, общественного индивида. Этическое содержание и значение произв. иск-ва не сводится к образной иллюстрации нравственных представлений, норм, конфликтов; оно определяется ролью иск-ва и способностью художника к выработке и совершенствованию норм морали в соответствии с прогрессивным общественным идеалом. При этом этическую ценность имеет сам эстетический принцип (красота и художественность). Нравственное возвышение человека — такова благородная цель и миссия социалистического иск-ва.
Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989.