- ЭСТЕТИКА И СЕМИОТИКА
- (от греч. semeion — знак, признак).— Поскольку произв. иск-ва воплощает результаты познавательной и оценочной деятельности, т. е. семантическую и прагматическую информацию, и рассчитано на передачу этой информации, правомерно говорить о знаковой стороне иск-ва, обусловливающей его коммуникативную функцию. Это делает возможным и необходимым включение в комплекс научных дисциплин, изучающих иск-во, С.— науки о знаках и знаковых системах. Еще Баумгартен предполагал дать в своей «Эстетике» специальный раздел «С.», представив там учение о знаках, используемых в худож. произв. Возникнув на основе логики и структурной лингвистики, С- включила в орбиту своего рассмотрения также «эстетические знаки» (Знак эстетический; Ч. Моррис), без к-рых немыслимо худож. творчество. Закономерности знаковых систем, раскрываемые С., позволяют выявить особые связи между худож. произв.и их значениями (семантика), структурные отношения между элементами, образующими эстетический и худож. знак (синтактика), коммуникативную функцию иск-ва (прагматика). Использование семиотического подхода в Э. может быть осуществлено с различных методологических позиций. Отрыв синтактики от семантики и прагматики приводит к формалистическому пониманию иск-ва. Абсолютизация семиотических методов исследования иск-ва неправомерна, т. к. она исходит из отождествления худож. образа и знака. Вместе с тем, поскольку иск-во обладает знаковым аспектом и коммуникативной функцией, его правомерно изучать и под углом зрения семиотических закономерностей. См. также Коммуникация художественная, Структурно-семиотическая эстетика.
Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989.