- ЭМЕРСОН (EMERSON) Ралф Уолдо
- (1803—82) —амер. философ-идеалист, поэт, глава литературно-философской группы трансценденталистов, сторонник аболиционизма. Испытал влияние европ. романтиков, Платона, Гёте и Карлейля. Мир представлялся Э. «живым» единством природы (материального) и духа, где ведущим началом выступает духовная субстанция («сверхдуша»), к-рая все «проникает и объем-лет», так что в конечном итоге мир являет собой движение души, универсальной и человеческой одновременно. Философия Э. определяет и его романтико-эстетические взгляды: красота, подобно истине и добру,— объективное свойство действительности, явлений космоса (включая и жизнь); человек чувствует и созерцает ее непосредственно, прежде всего в виде внешних «естественных форм», но уже сквозь эти «первичные формы» (звезды, дерево, животное и т. п.) просвечивает духовное начало — сущностное свойство прекрасного. Более полно красота выражается в духовно-нравственных, обычных или героических, деяниях личности. Совершенство, гармоничность, целостность — всеобщие характеристики прекрасного, к-рые мысль человека находит в предметах и явлениях,— коренятся, по мнению Э., во всеобщем разуме, в «сверхдуше». Сознание индивида выступает посредником между природой и сферой идеального, вечного. Любовь к красоте, пишет Э., рождает эстетический вкус, а ее созидание — искусство. В худож. произв. важно изобразить не внешнее сходство с предметами и событиями, а их внутренний смысл, передать особенности культуры, политики, морали своего народа, дух эпохи. Вслед за Карлейлем и Рёскином Э. подчеркивал не только эстетическое (воспитание прекрасного вкуса), но и «нравственное назначение» иск-ва, отмечал единство красоты и пользы. Поскольку реальные, природные объекты, по Э.,— это эмблемы, символы духовного, художник (его интуиция) может выразить задуманное только с помощью символики, принятой в его стране, понятной в его время. Культура личности формируется постепенно — от созерцания и усвоения внешне прекрасного до понимания и наслаждения идеальными формами, «вечными тайнами» абсолютной души. Хотя Э. преувеличивал роль «духовных вождей» человечества в истории (особенно «служителей красоты», считая их пророками, ясноиндцами), он справедливо полагал, что худож. гений может плодотворно творить лишь тогда, когда его сердце бьется в УНИСОН со своим народом и временем, когда он опирается на самобытную «почву народной традиции» (принцип «доверия к себе»), Возвышая труд (более всего земледельческий), выступая за справедливое распределение богатства, Э. полагал, что совр. ему об-во, в к-ром «родники таланта и красоты... почти пересохли», а иск-во влачит жизнь «жалкую и низменную», враждебно творческой личности. Эстетика Э. изложена в соч.: «Природа» (1836), «О литературной морали» (1838), «Опыты» (1841, 1844), «Избранники человечества» (1850), «Общество и одиночество» (1870).
Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989.