ШОПЕНГАУЭР (SCHOPENHAUER) Артур


ШОПЕНГАУЭР (SCHOPENHAUER) Артур
(1788—1860)—нем, философ-идеалист, один из основоположников ирра-ционалистической линии в западноев-роп. философии, ведущей к эстетизации философии и превращению ее в род интеллектуальной романистики. Трансформируя кантовскую философию в своем осн. труде «Мир как воля и представление» (т. 1—2, 1819—44). Ш, истолковывает «вещь в себе»  как слепую волю — бессознательное стремление к жизни, существованию, бытию. Мир же предстает «явлением» этой воли, выступающим как фантасмагория, иллюзия («покрывало майи»). Помещенная как бы «между» волей и ее «представлением», многообразием индивидуальных явлений, познавательная способность оказывается, по Ш., раздвоенной: одна часть интеллектуальных сил уходит на обслуживание «воли к жизни», постижение индивидом многообразных вещей, а др.— получает возможность незаинтересованного созерцания объектов и объективности («формы представления») вообще. С этой второй частью интеллектуальной способности, из к-рой, по Ш., проистекает не только искусство, но и философия, и сопряжено у него то, что можно назвать эстетикой. Созерцательное, т. е. «гениальное» (эстетическое), постижение объекта — это вневременное и внепространствен-ное его познание, познание его чистой формы, или идеи. Ш. отличает идею от вещи как истинное и прекрасное от неистинного и безобразного (точнее — безобразного, ибо образ, созерцаемый во всей его чистоте, и красота для Ш.— одно и то же). Отсюда непреходящая ценность произв. истинной философии и подлинного иск-ва как творений «эстетического» способа созерцания, т. е. созерцания не предметов, а лежащих в их основе идей, или чистых форм. Этот способ созерцания Ш- противополагает «разумному», подводящему свой объект под закон достаточного основания,  категорию причинности и т. д. Результат «разумного» постижения — не идея, обладающая бесконечным содержанием, а понятие, содержание к-рого ограничено, ибо «все понятия и все мысли — это только отвлечения, то есть частичные представления из непосредственного восприятия...». Противоположение эстетического и «разумного» способов восприятия расшифровывается у 111 не только в гносеологи-.ческом, но и в физиологическом и даже социологическом аспектах. В аспекте физиологическом Ш. объясняет способность к гениальному восприятию «избытком мозговой деятельности» у людей определенного типа, к-рых, в отличие от «уродов по недостатку» развития мозга, он склонен называть «уродами по избытку» его развития; мозг у них ведет в организме «жизнь паразита», отвлекаясь от проблем практической жизни. В аспекте социологическом Ш. противопоставляет этих «людей гения» практически ориентированным «людям пользы». Тем самым намечается гл. дихотомия, к-рая кладется в основание всех концепций элитарного искусства, апеллирующих к разделению людей на два типа — тех, кто обладает способностью к эстетическому созерцанию, и тех, кто ею не обладает.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "ШОПЕНГАУЭР (SCHOPENHAUER) Артур" в других словарях:

  • ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур — (22 февраля 1788 Данциг, ныне Гданьск 21 сентября 1860, Франкфурт на Майне), немецкий философ иррационалист (см. Иррационализм). В его основном произведении Мир как воля и представление (1819 44) сущность мира и человека предстает как… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур — (1788 1860) немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном сочинении Мир как воля и представление сущность мира ( вещь в себе И. Канта) предстает у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. Освобождение от мира …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШОПЕНГАУЭР (SCHOPENHAUER) Артур — (род. 22 февр. 1788, Данциг ум. 21 сент. 1860, Франкфурт на Майне) нем. философ. После прерванной им педагогической деятельности в Берлине (с 1820) был приват доцентом во Франкфурте на Майне (с 1832). Его философия основывается на двух положениях …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • ШОПЕНГАУЭР (SCHOPENHAUER) Артур — (1788 1860) нем. философ иррационалист, основоположник философии жизни. Ш, выступил против материализма и рационалистической идеалистической философии (особенно против историзма и диалектики). На гл. принципе его метафизического идеализма… …   Словарь по этике

  • ШОПЕНГАУЭР — (Schopenhauer) Артур (1788 1860) нем. философ, яркий представитель постклассической философии 19 в. Основные соч.: «О четверояком корне закона достаточного основания», «О свободе человеческой воли», «Афоризмы житейской мудрости», «Об обосновании… …   Философская энциклопедия

  • Шопенгауэр Артур — Шопенгауэр (Schopenhauer) Артур (22.2.1788, Данциг, ныне Гданьск, ‒ 21.9. 1860, Франкфурт на Майне), немецкий философ идеалист. С 1820 приват доцент Берлинского университета, с 1831 жил во Франкфурте на Майне. Основные сочинения ‒ «Мир как воля и …   Большая советская энциклопедия

  • Шопенгауэр, Артур — Артур Шопенгауэр. ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (1788 1860), немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном сочинении “Мир как воля и представление” (тома 1 2, 1819 44) сущность мира (“вещь в себе” И. Канта) предстает у Шопенгауэра как …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Шопенгауэр — (Schopenhauer) Шопенгауэр (Schopenhauer) Артур (1788 1860) Немецкий философ. Сын банкира и писательницы беллетристки Иоанны Шопенгауэр, урожденной Трозинер. 1820 1831 приват доцент Берлинского университета. После 1831 жил во Франкфурте на Майне.… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ШОПЕНГАУЭР — (Schopenhauer) Артур (1788 1860) немецкий философ, основоположник системы, проникнутой волюнтаризмом, пессимизмом и иррационализмом. Учился в Геттингене и Берлине, защитил диссертацию о законе достаточного основания в Йенском университете. В 30… …   История Философии: Энциклопедия

  • ШОПЕНГАУЭР — (Schopenhauer) Артур (1788 1860), немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном сочинении Мир как воля и представление (тома 1 2, 1819 44) сущность мира ( вещь в себе И. Канта) предстает у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое… …   Современная энциклопедия