ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА


ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
(эсте-тические теории) — одно из течений т. наз. неомарксизма, сложившееся в 30-х гг. XX в. на почве Франкфуртского института социальных исследований, издаваемого при нем «Журнала социальных исследований» и снискавшее популярность на Западе в 60— 70-х гг. в связи с движением «новых левых». Ведущие представители этого течения (М- Хоркхаймер, Адорно, Бень-ямин, Г. Маркузе, Фромм, Л. Лёвенталь и Ф. Поллок, в числе представителей «второго поколения» Ф. ш. обычно называют Ю. Хабермаса, А. Шмидта и А. Вельмера) в той или иной мере внесли вклад в его эстетическую теорию, составлявшую ядро социальной философии Ф. ш. Общим для их концепций является сочетание гегельянизирован-ного марксизма с новейшими тенденциями совр. западной философии (прежде всего с «левым» фрейдизмом) на основе социологизации философских понятий. Свои воззрения франкфуртцы именовали «критической теорией общества», претендовавшей быть одновременно философской социологией и социологической философией. Роль соединительного звена для этих устремлений призвана была сыграть эстетическая теория, ориентированная не столько на классическое, сколько на совр. западное иск-во, гл. обр. на авангардистски-модернистские тенденции. Это делало социальную философию Ф. ш., «ядро» к-рой составляла эстетика, философией авангардизма и модернизма, Нек-рые персональные различия эстетики представителей Ф. ш. были связаны с личными худож. вкусами и предпочтениями (напр., с пристрастием Маркузе к «левому» сюрреализму, а Адорно — к экспрессионизму и нововенской школе в музыке). Роднит же их эстетические воззрения идея иск-ва как отрицания «тотально отчужденного», «позднебур-жуазного» об-ва. Общей для их концепций является и тенденция различения «подлинного» иск-ва (подразумевается авангардистски-модернистское иск-во XX в.), и иск-ва «неподлинного», «идеологического» (имеется в виду прежде всего иск-во, функционирующее как элемент индустриально продуцируемой культуры, рассчитанной на манипуляцию сознанием «массовой публики»), И хотя не все франкфуртцы одинаково последовательны в своей критике продукции «индустрии культуры», их объединяет близость элитарным концепциям иск-ва (Элитарное искусство). Заменяя либерально-консервативную версию элитарной концепции радикаль-но-революционаристской, они утверждают возможность снятия противоположности «подлинного» и извращенно-«идеологического» худож. сознания в неопределенном и. отдаленном «будущем» (Маркузе), к-рое у Хоркхаймера и Адорно заменяет еще более отвлеченная категория «Иного». Для представителей Ф. ш. характерна приверженность фрейдизму: то в человеке, что, по их убеждению, подавляется «позднебуржуазной цивилизацией», от имени чего «подлинное» иск-во выступает против этой цивилизации, обозначается в их эстетических теориях, как правило, с помощью фрейдистских понятий и в конечном счете оказывается одним и тем же «бессознательным» (Фрейдизм и художественное творчество). Сознание («сознательность»), выступающее в эстетике Ф. ш. как «идеологическое отчуждение» бессознательного начала, отождествляется с категорией «рациональность», заимствованной у нем. социолога М. Вебера. Отсюда социологический иррационализм эстетических теорий франкфуртцев, склонных отождествлять всякую осознанность с «буржуазностью» и противопоставлять ей «антибуржуазную» бессознательность, утверждаемую «подлинным» («антиидеологичным») иск-вом. Последнее они рассматривают как осн. орудие борьбы с «рационализацией» мира и человека, осуществляемой, по их убеждению, с помощью формально-логически ориентированной науки. Т. обр., «подлинное» иск-во (прежде всего иск-во авангарда) и «неудавшаяся цивилизация» (т. е. современное об-во) оказываются на противоположных полюсах, из к-рых первый подрывает второй, а потому подавляется им. В концепциях «второго поколения» теоретиков Ф. ш. сохраняется апологетический подход к оценке аван-гардистски-модярнистского иск-ва, хотя и эстетика уже не рассматривается как своего рода «органон» философского знания, а «подлинное» иск-во — как единственное средство адекватного постижения истины.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА" в других словарях:

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — одно из наиболее влиятельных и продуктивных направлений в неомарксизме, сложившееся в 1930 е гг. вокруг возглавлявшегося М. Хоркхаймером Ин та социальных исследований при Франкфуртском ун те. Основные темы Ф.ш. эпистемология социальных наук,… …   Философская энциклопедия

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА —         влиятельное на правление в совр. нем. философии и социологии, сложилось на базе Ин та социальных исследований при Ун те во Франкфурте на Майне. Ин т организован в 20 х гг. Г. Вейлем и К. Грюнбергом (директор, издатель “Архива по истории… …   Энциклопедия культурологии

  • Франкфуртская школа — (Frankfurt School) Создана при университете во Франкфурте на Майне в 1923 г., с 1935 по 1953 г. находилась в изгнании в США. Возобновила свою деятельность во Франкфурте под руководством Юргена Хабермаса, который преподавал в университете в 1960 х …   Политология. Словарь.

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — в немецкой философии и социологии, в 30 70 х гг. 20 в.; центр Институт социальных исследований во Франкфурте на Майне (с 1931). Главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас. В философско социологической… …   Современная энциклопедия

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — в немецкой философии и социологии 20 в. возникла в нач. 30 х гг., центр Институт социальных исследований во Франкфурте на Майне (с 1931, в 1934 39 в Женеве и Париже, в 1939 46 в США), главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — одно из течений в социологии и социальной философии 20 в., названное так по месту нахождения Института социальных исследований, деятельность которого, начиная с 1930 х, положила начало оформлению основных идей этого интеллектуального направления …   Новейший философский словарь

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — англ. Francfurt School; нем. Frank v furter Schule. Неомарксистская соц. фшюс. и соци ол. концепция (М. Хоркхаймер, Т. Адо рно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабер мас и др.), в основе к рой лежит антипозитивизм и проблематика отчуждения и… …   Энциклопедия социологии

  • Франкфуртская школа — в немецкой философии и социологии, в 30 70 х гг. 20 в.; центр Институт социальных исследований во Франкфурте на Майне (с 1931). Главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас. В философско социологической… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Франкфуртская школа — Макс Хоркхаймер (слева), Теодор Адорно (справа) и Юрген Хабермас (справа на заднем плане) в …   Википедия

  • франкфуртская школа — в немецкой философии и социологии XX в., возникла в начале 30 х гг., центр  Институт социальных исследований во Франкфурте на Майне (с 1931, в 1934 1939 в Женеве и Париже, в 1939 1946 в США), главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно,… …   Энциклопедический словарь

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — (FRANKFURT SCHOOL) Влиятельное движение в современном марксизме; группа ученых, работавших в Институте социальных исследований (1923 1950) при Франкфуртском университете. Почти все члены Франкфуртской школы были евреями и оказались в изгнании в… …   Социологический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА» >>