ФАРАБИ (аль-Фараби) Абу Наср Мухаммед ибн Тархан


ФАРАБИ (аль-Фараби) Абу Наср Мухаммед ибн Тархан
(870—950) — представитель восточного перипатетизма, комментатор Аристотеля и Платона. По определению Ф., красота любого предмета состоит в оптимальной реализации его бытия и достижении максимального совершенства. В человеке различаются внешняя красота (причем естественная красота выше той, что достигается с помощью нарядов и украшений) и внутренняя, обнаруживающая себя в высоконравственных поступках, а также в гармоническом развитии личности («адабе»), к-рое «украшает богатство богатого и скрадывает бедность бедного». Иск-во он рассматривал как подражание [Подражания теория), цель к-рого — пробуждение чувств и воображения. Благодаря своему творческому воображению (Воображение художественное) художник воплощает в единичных образах общие идеи. Поэзия и риторика рассматриваются им в рамках логики: поэтические речения «абсолютно ложны», софистические —«в основном ложны», риторические -«в равной мере истинны и ложны», диалектические —«в основном истинны» и аподиктические (доказательные) —«абсолютно истинны». Абсолютная ложность поэтических высказываний объясняется тем, что они вносят в ум слушателя не «то, о чем идет речь», а его имитацию, образ, целиком порожденный воображением. Толкуя содержание аристотелевской «Поэтики», Ф. дает собственную классификацию и определения жанров древнегреч. поэзии. Наука о музыке делится у него на музыкальную практику, связанную с правилами инструментального и вокального исполнения, и теорию, изучающую музыку как таковую, безотносительно к способу ее исполнения. С т. зр, структуры мелодий выделяются гармония и ритм, а в науке о музыке соответственно вычленяются гармоника и ритмика. Ф. вводит также понятие ритмической мимики, связанной не со звуками, а с подчиненными музыкальному замыслу ритмическими движениями танцоров (Танец, Хореография), вызывающими иллюзию звуков. Эстетические идеи Ф. развивал в работах: «Рассуждение о канонах искусства поэзии», «Риторика», «Большая книга о музыке», «Введение в науку о музыке», «Книга об элементах науки о музыке;;, «Классификация ритмов».


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "ФАРАБИ (аль-Фараби) Абу Наср Мухаммед ибн Тархан" в других словарях:

  • Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан — Фараби, аль Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (870, Фараб, √ 950, Дамаск), философ и учёный энциклопедист Востока, крупнейший представитель восточного аристотелизма. Философское и естественно научное образование получил в Халебе (Алеппо) и… …   Большая советская энциклопедия

  • ФАРАБИ — (аль Фараби) Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (870 950) философ и ученый, крупнейший представитель вост. перипатетизма. Многие годы своей жизни провел в Багдаде, где получил хорошее образование и впервые познакомился с трудами антич. мыслителей.… …   Философская энциклопедия

  • Фараби А. Н. М. Т. —         аль Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (латинизированное Альфарабиус, Alpharabius) (ок. 870, Фараб, ныне на территории Казах. ССР 950, Дамаск) философ, учёный энциклопедист, муз. теоретик Востока. Философское и естеств. науч. образование …   Музыкальная энциклопедия

  • Фараби —         аль Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (870, Фараб, – 950, Дамаск), философ и учёный энциклопедист Востока, крупнейший представитель восточного аристотелизма. Философское и естественно научное образование получил в Халебе (Алеппо) и… …   Большая советская энциклопедия

  • Аль-Фараби — Абу Наср Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль Фараби ат Тюрки Дата рождения: 872 год(0872) Место рождения: город Фараб Дата смерти: 12 января 950(0950 01 12) …   Википедия

  • 872 год — Эта статья о годе. См. также статью о числе 872. Годы 868 · 869 · 870 · 871 872 873 · 874 · 875 · 876 Десятилетия 850 е · 860 е 870 е …   Википедия

  • Махмуд ал-Кашгари — محمود ابن حسين ابن محمد الكاشغري Имя при рождении: Махмуд ибн Хусайн ибн Мухаммад Дата рождения: 1029 год(1029) Место рождения …   Википедия