БЕЛЫЙ Андрей


БЕЛЫЙ Андрей
(псевдоним Бугаева Бориса Николаевича) (1880—1934) — рус. советский писатель, худож. критик, один из осн. теоретиков рус. символизма. На становлении философско-этических воззрений Б. сказалось увлечение философией Соловьева, Ницше и Шопенгауэра. В написанных в начальный период творчества ритмической прозой четырех «Симфониях» пробует добиться, в чем-то предвосхищая позднейшие опыты Леви-Строса, синтеза музыкальных принципов построения и литературного выражения своих философских идей. Разрабатывая на рубеже XIX—XX вв. теорию символизма, Б. в переписке с Флоренским формулирует соотношение символизируемого и символизирующего в символе, связи «означаемого» и «означающего» в семиотической терминологии. Изучение Канта и неокантианства, в частности кантианские представления о времени и пространстве (Пространство и время в искусстве), о соотношении феноменального и ноуменального, получили отражение в его стихах и прозе, прежде всего в романе «Петербург» (1916), к-рый можно рассматривать как опыт философского романа. В написанных в этот же период эстетических статьях Б. излагает программу построения экспериментальной эстетики, задуманной им как точная наука, детально разрабатывает принципы математического стиховедения. Показав с помощью статистических методов, что в традиционном рус. четырехстопном ямбе мало используются нек-рые из ритмических форм, допускаемых рус. языком, Б. в своих стихах впервые применил эти формы. Помимо историко-литературного значения, этот опыт представляет интерес и как демонстрация практических приложений провозглашенной Б. экспериментальной эстетики. Б. выступил реформатором и в области графического оформления стиха: предложенная им система размещения строк «лесенкой» была воспринята Маяковским. В 20-е гг. Б. активно участвует в ряде культурных начинаний, в частности в качестве председателя «Вольно-философской ассоциации» («Вольфила»). Его прозаические произв. этого периода, позволяющие видеть в нем предшественника авангардной прозы Дж. Джойса (Авангардизм), и мемуары, при всей субъективности содержащихся в них оценок, представляют немалый интерес для исследования символизма. Одна из последних теоретических работ Б.— книга о мастерстве Гоголя — представляет собой соединение точных (в т. ч. статистических) методов анализа прозы с глубоким интуитивным проникновением в специфику гоголевской стилистики, сопоставляемой в книге с творческими стилями совр. деятелей иск-ва (Маяковского, Мейерхольда и т. п.). Осн. теоретико-эстетические соч. Б.: «Символизм» (1910), «Луг зеленый» (1910), «Арабески» (1911), «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» (1917), «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929), «Мастерство Гоголя» (1934).


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "БЕЛЫЙ Андрей" в других словарях:

  • Белый, Андрей — поэт декадент. Под этим псевдонимом пишет Борис Николаевич Бугаев. Род. в 1880 г., сын известного математика Н. В. Бугаева. Окончив курс Московского университета по естественному отделению, состоит студентом филологического факультета.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Белый Андрей — Белый, Андрей (литературный псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) писатель, сын известного математика Н.В. Бугаева (см.). Родился в 1880 г. Среднее образование получил в гимназии Поливанова , в Москве. В 1899 г. поступил на физико математический… …   Биографический словарь

  • Белый Андрей — Андрей Белый. Белый Андрей (настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880, Москва — 1934, там же), писатель, один из ведущих деятелей русского символизма. Сын профессора . Значительная часть жизни Андрея Белого (до 1906) прошла в… …   Москва (энциклопедия)

  • Белый Андрей — (наст. имя и фам. Борис Николаевич Бугаев) (1880 1934), рус. писатель, теоретик символизма, литературовед. Одним из первых лит. впечатлений Б. был «подслушанный «Демон» Лермонтова» («На рубеже двух столетий», с. 182). Этот факт нашел отражение в… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Белый, Андрей — Андрей Белый. БЕЛЫЙ Андрей (настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880 1934), русский писатель. Один из лидеров символизма. Для творчества Белого характерны мистические мотивы (с 1912 антропософия), гротескное восприятие… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Белый Андрей — (настоящее имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880—1934), писатель. Белого и Петербург связывали не только особые творческие отношения (роман «Петербург»), но и личные, и литературные связи: во время своих, хотя и непродолжительных… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Белый Андрей — (псевдоним, настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) [14(26).10.1880, Москва, ‒ 8.1.1934, там же], русский писатель, теоретик символизма. Окончил математический факультет Московского университета (1903). Выступил со стихами в 1901. Принадлежал к… …   Большая советская энциклопедия

  • БЕЛЫЙ Андрей — (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880 1934) русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности ( симфонии ), формальное экспериментаторство (сборник… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Белый Андрей —       (настоящее имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880 1934), писатель. Б. и Петербург связывали не только особые творческие отношения (роман «Петербург»), но и личные, и литературные связи: во время своих, хотя и непродолжительных… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Белый, Андрей — Белый Андрей (наст. имя – Борис Николаевич Бугаев, 1880–1934) годами почти не писал стихов, а потом бросался на них со страстью, скоро переходившей в эмоциональный эксперимент, результаты которого он стремился оценить трезво и объективно, с… …   Русские поэты Серебряного века

  • Белый Андрей — (настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880 1934), русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное… …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «БЕЛЫЙ Андрей» >>