ТОЛСТОЙ Лев Николаевич

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
(1828— 1910) — рус. писатель, мыслитель, публицист. Эстетические воззрения Т., хотя и претерпели изменения, отразив сложный путь его духовного развития, сохранили определенное единство, связанное с неизменным приоритетом этически-философской направленности его духовных исканий — стремлением строить жизнь на основе осознанного нравственно достойного смысла человеческого бытия. Отсюда творческое осуществление Т. именно как писателя-реалиста, провозгласившего гл. и подлинным героем своих произв. правду-Этот принцип стал определяющим в эстетике Т., потому что отвечает его этическому прежде всего подходу к иск-ву: только правда в иск-ве обладает нравственным достоинством, может служить нравственным оправданием его существования в человеческом об-ве. На раннем этапе духовного и творческого развития Т. его этический запрос к иск-ву еще не выводит писателя за пределы традиционного (в духе гегелевской эстетики) понимания истины, добра и красоты как триады, обладающей внутренним онтологическим единством, где красота предстает как форма образно-чувственного инобытия истины и добра. Потому для Т. в тот период иск-во может быть нравственно только через утверждаемый в худож. произв. идеал прекрасного. Это ставит Т. в определенную оппозицию к т. наз, утилитарной эстетике революционно-демократического просветительства 60-х гг. (Революционно-демократическая эстетика). Т. упрекает ее приверженцев в одностороннем подчинении иск-ва принципу ближайшей практической общественной пользы и настаивает на том,..что «литература народа есть полное всестороннее сознание его, в котором одинаково должны отразиться как народная любовь к добру и правде, так и народное созерцание красоты в известную эпоху развития». Однако в процессе духовной эволюции Т. эта оппозиция постепенно теряет свою принципиальную напряженность. В результате пережитого в конце 70-х гг. мировоззренческого кризиса Т. переходит, согласно его собственному утверждению, на сторону «трудового народа», к-рый «делает жизнь». Писатель занимает позицию критического отвержения социальных институтов, основанных на эксплуатации трудящихся масс,— государства, официальной церкви, армии, системы образования. Т. отвергает весь образ жизни  «паразитических» «образованных классов», в т. ч. их науку и культуру, критика к-рых приобретает у него даже черты общекультурного нигилизма. Все это повлекло за собой решительный пересмотр и эстетических воззрений Т., результаты к-рого нашли отражение в трактате «Что такое искусство?» (1897—98) и в ряде др. работ. Рассматривая иск-во как одно из важнейших «средств общения людей между собой», он видит его природу в том, что «посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами», художник «заражает» воспринимающих иск-во людей испытанными им самим чувствами. Достоинство такого «заражения» (достоинство иск-ва) Т. ставит в зависимость от трех условий: новизны содержания произв. («новый взгляд на мир», «новые стороны жизни»), совершенства худож. формы (Содержание и форма в искусстве) и искренности отношения художника к изображаемому предмету, подлинности выражаемых им чувств. Причем эти условия обеспечивают достоинство худож. произв. только тогда, когда духовное сопряжение художника и воспринимающей иск-во публики происходит в том, что «важно и нужно для людей», для народа, живущего подлинной жизнью труда и добра. В соответствии с этой новой народнической шкалой ценностей Т. решительно отвергает не только новейшее «декадентское» иск-во «образованных классов», превратившееся из «серьезного дела жизни» в праздную «забаву», но даже творчество таких художников, как Еврипид, Шекспир, Данте, Бетховен, Рафаэль, Микеланджело и др. По мнению Т., их иск-во «дико» и «бессмысленно», поскольку не нужно и непонятно народу. Не щадит Т. и собственных худож. произв., осваивая новые, более близкие народным традициям жанры притчи, сказки, бывальщины и т. .п. формы «рассказов для народа», к-рые должны соответствовать критериям обязательной «доступности» и «понятности». Нарушается в худож. сознании Т. и былое равновесие этики и эстетики. Теперь эстетическое и этическое,  для него нетождественны в своей онтологической основе, а предстают как «два плеча одного рычага: насколько удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается и тяжелеет другая сторона». Предпочтение Т. отдает теперь этике, считая, что, «как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствительным к эстетическому». Критика эстетизма антинародной культуры оборачивается у него принципиальным противоположением добра и красоты. Так происходит отмеченное в конце жизни и самим Т. парадоксальное его сближение с былыми противниками, «разрушителями эстетики». В основе этого парадокса лежат, однако, не причуды субъективной мысли Т., а осознание им действительной антиномии совр. ему культуры. Эстетические воззрения Т. наиболее развернуто (помимо упомянутой работы) выражены в статье «О Шекспире и о драме» (1904), в «Предисловии к сочинениям Гюи де Мопассана» (1894), «Предисловии к роману В. фон Поленца «Крестьянин» (1901), «Речи в Обществе любителей российской словесности» (1859). Высказывания на эстетические тейы содержатся также в «Дневниках», письмах, худ. произв., религиозно-философской публицистике и др. его соч.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ТОЛСТОЙ Лев Николаевич" в других словарях:

  • ТОЛСТОЙ Лев Николаевич — ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828 1910), русский писатель. Родился 28 августа 1828 в Ясной Поляне, семейном поместье в Тульской губернии. Его родители, родовитые российские дворяне, умерли, когда он был ребенком. В 16 лет, воспитанный домашними… …   Энциклопедия Кольера

  • Толстой Лев Николаевич — [28.8(9.9).1828, Ясная Поляна, ныне Щёкинского района Тульской области, 7(20).11.1910, станция Астапово Рязано Уральской железной дороги, ныне станция Лев Толстой Липецкой области; похоронен в Ясной Поляне], граф, русский писатель. Отец Т. граф… …   Большая советская энциклопедия

  • Толстой Лев Николаевич — (1828 1910), рус. писатель. Дневники, письма, записанные современниками беседы Т. содержат многочисл. суждения о Л. Первое знакомство Т. с Л. непосредств. юношеское восприятие его произв. («Хаджи Абрек», «Измаил Бей», «Герой нашего времени»).… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Толстой Лев Николаевич — (1828—1910), граф, писатель. Связи Толстого с литературной, общественной и культурной жизнью Петербурга (в котором писатель бывал около 10 раз, впервые в 1849) были особенно интенсивны в 50 е гг.; здесь он впервые выступил в литературе в… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ТОЛСТОЙ Лев Николаевич — (1828 1910) рус. писатель, публицист, философ. В 1844 1847 учился в Казанском ун те (не окончил). Художественное творчество Т. в значительной своей части философично. Помимо размышлений о сущности жизни и предназначении человека, выраженных в… …   Философская энциклопедия

  • ТОЛСТОЙ Лев Николаевич — (1828 1910) граф, русский писатель, член корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии Детство (1852), Отрочество (1852 54), Юность (1855 57), исследование текучести внутреннего мира,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Толстой Лев Николаевич —       (1828 1910), граф, писатель. Связи Т. с литературной, общественной и культурной жизнью Петербурга (в котором писатель бывал около 10 раз, впервые в 1849) были особенно интенсивны в 50 е гг.; здесь он впервые выступил в литературе в журнале… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Толстой, Лев Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Толстой. В Википедии есть статьи о других людях с именем Толстой, Лев. Лев Николаевич Толстой …   Википедия

  • Толстой, Лев Николаевич — Л.Н. Толстой. Портрет работы Н.Н. Ге. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 1910), русский писатель, граф. Начиная с автобиографической трилогии “Детство” (1852), “Отрочество” (1852 54), “Юность” (1855 57) исследование “текучести” внутреннего мира,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Толстой Лев Николаевич — (1828 1910), граф, русский писатель, член корреспондент (1873), почётный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852 54), «Юность» (1855 57), исследование «текучести» внутреннего… …   Энциклопедический словарь

  • Толстой Лев Николаевич — Толстой (граф Лев Николаевич) знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Толстого, его стойкость, неутомимость,… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»