СТАНИСЛАВСКИЙ (Алексеев) Константин Сергеевич


СТАНИСЛАВСКИЙ (Алексеев) Константин Сергеевич
(1863—1938) — рус. советский театральный деятель: режиссер, актер, педагог, теоретик театра; основатель и руководитель (совместно с В. И. Немировичем-Данченко) Московского Художественного театра (1898). Реформатор рус. театра, С. с первых шагов своей театральной деятельности шел по пути развития психологического реализма в сценическом искусстве, утверждал иск-во переживания, основанное на «органических законах природы, правды и художественной красоты», т. е. требующее от актера не имитации, а подлинного перевоплощения в момент исполнительского творчества. Разработанные С. сценическая теория, метод создания роли и артистическая техника, условно обозначенные им самим как «система», оказали огромное влияние на развитие мирового театрального иск-ва. Отдельные теоретические положения, рождавшиеся в процессе актерской и режиссерской практики С., начали оформляться в стройную систему в 1906—09 гг. Ее смысл в создании условий для возбуждения у актера творческого самочувствия, подсознательного вдохновения. способствующих перевоплощению в образ, донесению до зрителя посредством подлинного переживания на сцене «истины страстей в предлагаемых обстоятельствах» пьесы и роли. Актер, по С.,~ художник-творец, сливаясь с ролью, перевоплощаясь в образ, он превращается в новое существо (чело-векороль), в к-ром обязательно проявляются черты его собственной личности. Отсюда высокие требования не только к таланту и профессионализму артиста, но и к его образованию, культуре, мировоззрению. На системе «надо воспитываться,— писал он,— получить от нее культуру, провести через себя, сделать ее второй натурой». Отсюда же требование связи актера-человека с жизнью, с совр. действительностью, понимания цели своего творчества как гражданского служения людям, об-ву, нравственным, демократическим идеалам. При этом С. никогда не отождествлял сценическую жизнь с повседневностью, не пренебрегал стилем автора, худож. формой, выражающими содержание произв. (Содержание и форма в искусстве). Но «камертон жизни», ощущаемый актером, режиссером, по С., может каждый раз по-новому окрашивать роль, весь спектакль. С годами в «системе» С. все большее место занимает учение о сверхзадаче (идейно-худож. цели, ради к-рой создаются пьеса, спектакль, актерский образ) и о сквозном действии как методе сценического решения сверхзадачи. При этом понятия сверхзадачи и сквозного действия неразрывно связываются С. с повышением уровня актерского мастерства. Ряд положений своей «системы» С. подверг нек-рому пересмотру и развитию в 30-х гг., высветив в ней гл. моменты, имеющие первостепенное значение для дальнейшего развития иск-ва театра. Речь идет о методе физических (психофизических) действий, или методе физических и словесных действий. В нем, по мнению С., был заложен «более совершенный и короткий путь к созданию роли», т. е. к наиболее полному и глубокому перевоплощению в образ. Физические действия, внутренние и внешние, сцепленные общей большой задачей, будучи связаны, по С., со всеми элементами творчества — с воображением, волей, верой в подлинность происходящего, лишены к.-л. заданности, раскрепощают актера, предоставляют ему «свободу творчества», будят его фантазию, инициативу, ведут к самостоятельности, к вспышкам творческого озарения. Импровизационная реакция на происходящие на сцене события, на игру партнера, на все, что окружает актера, при четком, крепко освоенном сквозном действии и ясной большой цели и есть для С. гл. качество иск-ва переживания, принципиально отличающее его от иск-ва представления, от ремесленной игры. Учение С.— не мертвая догма, оно дает ориентиры совр. деятелям театра для творческих поисков, для обогащения и дальнейшего развития сценического иск-ва. Осн. труды С., в к-рых раскрываются принципы его «системы»: «Моя жизнь в искусстве» (1926), «Работа актера над собой» (ч. 1, в СССР впервые опубликована в 1938 г., в Нью-Йорке — в 1936 г. под названием «Актер приготовляется»); материалы к ч. 2 кн. «Работа актера над собой» — «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения» и к кн. «Работа актера над ролью» (Собр. соч. С- В 8 т., т. 3, 4, 1955—57), а также статьи, высказывания, записи по вопросам актерского творчества (Собр. соч. С. В 8 т., т. 5, 6, 1958—59).


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "СТАНИСЛАВСКИЙ (Алексеев) Константин Сергеевич" в других словарях:

  • Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич — (1863 1938) всемирно известный русский режиссер, актер, педагог, теоретик театра, почетный член Петербургской академии наук. В 1898 г. вместе с Вл. И. Немировичем Данченко основал Московский художественный театр. С 1888 г. знакомый А. П. Чехова,… …   Словарь литературных типов

  • Алексеев, Константин Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с именем Алексеев, Константин. Алексеев, Константин Сергеевич: Алексеев, Константин Сергеевич (Станиславский; 1863 1938) театральный режиссёр, актёр и преподаватель, народный артист СССР. Алексеев,… …   Википедия

  • Алексеев Константин Сергеевич — С …   Словарь литературных типов

  • Алексеев, Константин Сергеевич (Станиславский) — …   Википедия

  • Станиславский, Константин Сергеевич — Константин Сергеевич Станиславский. СТАНИСЛАВСКИЙ (настоящая фамилия Алексеев) Константин Сергеевич (1863 1938), режиссер, актер, педагог, теоретик театра. Деятельность Станиславского оказала значительное влияние на русский и мировой театр 20 в.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Станиславский Константин Сергеевич — Станиславский (настоящая фамилия ‒ Алексеев) Константин Сергеевич [5(17).1.1863, Москва, ‒ 7.8.1938, там же], советский актер, режиссер, педагог, теоретик театра, народный артист СССР (1936). С. заложил фундамент современной науки о театре,… …   Большая советская энциклопедия

  • СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич — СТАНИСЛАВСКИЙ (наст. фам. Алексеев) Константин Сергеевич (1863 1938) российский режиссер, актер, педагог, теоретик театра, почетный академик АН СССР (1925; почетный академик РАН с 1917), народный артист СССР (1936). Деятельность Станиславского… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Станиславский Константин Сергеевич — (настоящая фамилия Алексеев) (1863 1938), режиссёр, актёр, педагог, теоретик театра, почетный академик РАН (1917), почетный академик АН СССР (1925), народный артист СССР (1936). С 1877 на любительской сцене (Алексеевский кружок, Общество… …   Энциклопедический словарь

  • Алексеев, Константин — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Алексеев. Константин Алексеев: Алексеев, Константин Сергеевич: Алексеев, Константин Сергеевич (Станиславский; 1863 1938) театральный режиссёр, актёр и преподаватель, народный артист… …   Википедия

  • Константин Сергеевич Станиславский — Константин Станиславский Режиссёр Актёр Дата рождения: 17 января 1863 Место рождения: М …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «СТАНИСЛАВСКИЙ (Алексеев) Константин Сергеевич» >>