СВОБОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

СВОБОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
свободная реализация в процессе профессиональной деятельности художника его творческих замыслов, воплощение намеченных идейно-эстетических задач, имеющих общественное значение. С. х. т. предполагает знание законов развития об-ва и иск-ва, законов худож. труда; она «материализуется» талантом, профессиональным мастерством, сознательной, целенаправленной деятельностью художника. В ней воплощаются его мировоззренческие принципы, худож. взгляды, личные интересы, его ответственность за свое иск-во перед об-вом, народом. С. х. т.— одно из самых широких понятий эстетики, заключающее в себе гносеологическую, социальную, политическую, идеологическую и собственно худож. стороны. Оно отражает наиболее существенные связи и закономерности в ряду отношений: художник и объективная действительность; художник и об-во; художник и классовая борьба,  революция, строительство нового мира; художник и «внутренние» условия его труда (профессиональное мастерство, мировоззрение, общая культура и пр.); художник и творческий процесс. С. х. т.— одно из самых древн., первоначальных эстетических понятий (термин «свобода творчества» появился уже в «Законах» Платона). Содержание этого понятия исторично. Обогащение представлений о нем (начиная с «Послания к Пизонам» Горация) — результат раздумий и суждений мн. выдающихся представителей мировой философской и эстетической мысли. Проблема С. х. т.— проблема классовая, идеологическая. Понимание творческой С. художника во мн. зависит от общефилософской т. зр. на свободу человека, на соотношение свободы и необходимости. Неверная интерпретация этого соотношения оборачивается или волюнтаризмом или фатализмом: это или идеалистически трактуемая свобода воли  художника, полный произвол, отрицание любой причинной обусловленности творчества, или необходимость, к-рая рассматривается как абсолютная детерминированность, зависимость художника от мира, как внешнее принуждение, отрицание всякой свободы воли. Волюнтаризм дает простор анархии и субъективизму в иск-ве; фаталистическое отношение к жизни убивает творческую самостоятельность художника, оборачивается копированием «натуры». Первое берет начало в классическом субъективном идеализме и сегодня обнаруживает себя в концепциях экзистенциализма и феноменологической эстетики (Кьеркегор, Хай-деггер, Н. Гартман и др.); второе—в механицизме материалистов XVIII в., в эстетике неотомизма (Ж. Маритен, Э. Жильсон). Но знаменем совр. буржуазной эстетики является «абсолютная свобода» худож. деятельности. Оно активно используется реакционными кругами Запада в их атаках на социализм. Марксистско-ленинская концепция С. х. т. противостоит и волюнтаризму и фатализму. На поприще лит-ры и иск-ва, безусловно, необходимо обеспечение простора индивидуальным склонностям, личной инициативе и фантазии художника; в области формы и содержания не должно быть никакого единообразия, нивелирования, схематизма, худож. дело должно быть обширным и разносторонним. Однако лозунги буржуазных индивидуалистов об «абсолютной» С. х. т. не что иное, как лицемерие, «фальшивые вывески». Ведь в буржуазном об-ве художник, как правило, находится в зависимости, подчас жестокой, от владельцев капитала — меценатов-предпринимателей (Меценатство), различных попечителей, издателей, продюсеров, антрепренеров, торговцев картинами и т. д., покупающих его труд, «организующих» его иск-во и потому диктующих ему свои идеологические и материальные условия. Гл. же, как подчеркивал Ленин, жить в об-ве и быть свободным от него вообще нельзя. Такой «свободы» не может быть при социализме. Но освобождая художника от буржуазно-торгашеских отношений и анархистско-индивидуали-стских взглядов, социализм открывает перед ним широкие возможности для проявления С. х. т.— возможности добровольно и осознанно служить своим талантом не «верхним десяти тысячам», а миллионам трудящихся масс. Если природа капитализма, по замечанию Маркса, враждебна иск-ву, то природа социализма служит надежной опорой его развития, открывает широкие перспективы прогрессу худож. творчества. Однако препятствием на этом пути являются непреодоленные еще бюрократизм, администрирование, некомпетентность, оборачивающиеся нередко грубым искажением марксистско-ленинской концепции С. х. т. Совр. процесс революционного обновления советского об-ва, сметая чуждые социализму явления, в т. ч. и в области культуры, расширяет и укрепляет условия успешной деятельности советских художников.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "СВОБОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА" в других словарях:

  • СВОБОДА — многозначное понятие, крайние значения которого: 1) С. как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2) С. как возможность действовать в направлении цели,… …   Философская энциклопедия

  • Свобода информации — Свобода информации  понятие, используемое для обозначения группы прав и свобод, включая свободу выражения убеждений (свобода слова), свободное функционирование средств массовой информации (свобода печати), право общества на получение от… …   Википедия

  • Свобода творчества — Свобода   Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие · …   Википедия

  • СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА — одно из основных культурных прав человека, разновидность свободы выражения. Стала закрепляться в конституциях сравнительно недавно. Охватывает свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, а также свободу …   Юридический словарь

  • СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА — в конституционном праве одно из основных культурных прав человека, разновидность свободы выражения. Стала закрепляться в конституциях сравнительно недавно. Охватывает свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов… …   Юридическая энциклопедия

  • СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА — в конституционном праве одно из основных культурных прав человека, разновидность свободы выражения. Стала закрепляться в конституциях сравнительно недавно. Охватывает свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • СВОБОДА ЛИТЕРАТУРНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО, НАУЧНОГО, ТЕХНИЧЕСКОГО И ДРУГИХ ВИДОВ ТВОРЧЕСТВА, ПРЕПОДАВАНИЯ — в качестве одной из основных (конституционных) свобод закреплена в ст. 44 Конституции РФ. Данная свобода имеет разные формы проявления. В частности, это возможность как профессионального, так и любительского (самодеятельного) творчества. Кроме… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • свобода творчества — одно из основных культурных прав человека, разновидность свободы выражения. Стала закрепляться в конституциях сравнительно недавно. Охватывает свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, а также свободу …   Большой юридический словарь

  • СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА — одно из основных культурных прав человека, разновидность свободы выражения; стала закрепляться в конституциях сравнительно недавно. Охватывает свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, а также свободу …   Профессиональное образование. Словарь

  • БРЕМЕНСКАЯ СВОБОДА — «БРЕМЕНСКАЯ СВОБОДА» (Die Bremer Freiheit) ФРГ, 1972, 87 мин. Историческая трагикомедия. Малоизвестный, но один из лучших фильмов немецкого режиссера. Он был снят для телевидения на пленке 16 мм и является экранизацией пьесы самого Фассбиндера,… …   Энциклопедия кино


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»