РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА

РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА
(от лат. receptio—принятие, прием)— одно из направлений в совр. западной эстетике, сформировавшееся к концу 60-х гг. Первым текстуальным документом Р. э. принято считать тезисы Г. Р. Яусса (ФРГ), опубликованные в 1967 г. Исходным тезисом Р. э. является положение о том, что иск-во нельзя понять, обращаясь только к худож. произв. и акту его создания. Для понимания худож. смысла необходимо представить и установить его протяженность между двумя началами — худож. произв. и воспринимающим его субъектом (реципиентом), отказавшись от мысли о жесткой и однозначной сращенности худож. смысла и произв. За этим положением стоит многолетняя практика рецептивно-исторических исследований, накопленные в них факты об исторических изменениях восприятия, а также практика социологических исследований чтения, позволившая выявить широкий, внутренне противоречивый диапазон отношения к произв. иск-ва в пределах одной исторической ситуации. Р. э. возникла как попытка осмыслить и преодолеть трудности, связанные с фактами восприятия иск-ва и подвижности его смысла, с колебаниями и противоречивостью в оценках отдельных худож. произв. Р. э, подвергла критике идею автономности худож. текста и объявила всю традиционную эстетику «имманентной» и тем самым не заслуживающей доверия. Не случайно Г. Р. Яусс связывает Р, э, со сменой парадигмы (системы понятий, модели) в эстетике. Чтобы понять и объяснить, что происходит с худож. произв. при его встрече с реципиентом, в Р. э. вводится несколько представлений, к-рые чаще всего заимствуются у герменевтической теории интерпретации (Герменевтика и искусство). Одним из таких концептуальных представлений является «принцип истории воздействия», согласно к-рому, чтобы понять смысл худож. произв., требуется проанализировать всю историю его вхождения в культуру, проследить все исторические этапы его восприятия, выяснить тенденцию его понимания. При худож. восприятии, утверждает Р. э., встречаются и взаимодействуют истории функционирования произв. и опыта культурного становления реципиента. Их взаимодействие, взаимопроникновение исторически обусловлено, имеет конкретный возможный «горизонт». Т. обр., не материальная структура произв. является носителем худож. значения, а оно, будучи социальным по своей природе, закрепляется в социальном пространстве. Р. э. подчеркнула объективность различий в восприятии иск-ва, справедливо объясняя их исторически культурным функционированием произв. и уровнем духовной подготовки воспринимающего иск-во человека. В то же время идейная платформа Р. э. как направления остается противоречивой. Нацеленная на реальные, злободневные проблемы эстетического исследования, Р. э. не смогла, однако, дать их всестороннего и исчерпывающего анализа. Это объясняется тем, что представители Р. э. компилятивно заимствуют отдельные фрагменты из др. концептуальных построений — герменевтики, структурализма, лингвистики и т, д., к-рые трудно согласуются между собой, а нередко прямо противоречат друг другу. Верно подчеркивая подвижность смысла худож- произв., зависящего от диалога с читателем, Р. э. абсолютизирует эту подвижность, не учитывая устойчивой программы смысла, заложенной в произв., и границ вариативности его прочтения.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА" в других словарях:

  • РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА —     РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА (нем. Rezeptions Asthetik, от лат. receptio принятие) направление в современной эстетике, философии литературы и искусства, сформировавшееся в середине 20 в. в рамках феноменологии. Уже в исследованиях Э. Гуссерля… …   Философская энциклопедия

  • эстетика — [тэ], и; ж. [от греч. aisthētikos чувствующий, чувственный] 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Курс по эстетике. Э. живописи. 2. Система чьих л. или каких л. взглядов на искусство. Э. Пушкина.… …   Энциклопедический словарь

  • ЧИТАТЕЛЬ — адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения (см. ТЕКСТ, ЧТЕНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ). Смещение интереса от автора и текста к фигуре Ч.,… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЧИТАТЕЛЬ — адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения ( Текст, Чтение). Смещение интереса от автора и текста к фигуре Ч., имевшее место в 1960 х и …   Социология: Энциклопедия

  • ЧИТАТЕЛЬ — адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения (см. Текст, Чтение, Интерпретация). Смещение интереса от автора и текста к фигуре Ч.,… …   История Философии: Энциклопедия

  • Изер, Вольфганг — Вольфганг Изер Wolfgang Iser Дата рождения: 22 июля 1926(1926 07 22) Место рождения: Мариенберг Дата смерти: 24 января …   Википедия

  • Вольфганг Изер — (нем. Wolfgang Iser, 22 июля 1926, Мариенберг  24 января 2007, Констанц)  немецкий филолог англист, один из основателей влиятельной теоретической школы рецептивной эстетики (иначе  эстетика воздействия, констанцская школа). Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Изер Вольфганг — Вольфганг Изер (нем. Wolfgang Iser, 22 июля 1926, Мариенберг  24 января 2007, Констанц)  немецкий филолог англист, один из основателей влиятельной теоретической школы рецептивной эстетики (иначе  эстетика воздействия, констанцская школа).… …   Википедия

  • Ильин, Илья Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ильин. В Википедии есть статьи о других людях с именем Илья Ильин. Илья Петрович Ильин Дата рождения: 1 июля 1940(1940 07 01) (72 года) Место рождения: Москва …   Википедия

  • Литература —    один из видов искусства, включающий произведения художественной письменности, которые отвечают эстетическим критериям и обладают социокультурной значимостью. Основанием, на почве которого образовалась литература как искусство слова, была… …   Эстетика. Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»