- ПСИХОПОЭТИКА
- (от греч, psyche-душа и poietike — поэтическое иск-во)— направление в совр. западной эстетической мысли, представляющее комплекс теорий, исследовательских приемов и средств анализа худож. произв., заимствованных, как правило, из классического психоанализа Фрейда и «структурного психоанализа» Ж. Лакана. П. получила распространение в США и в странах Западной Европы. Ее представители (Р. Де Боугранд, Г. Блюм, М. Гримод, Н. Холэнд, Э. Уордсворт и др.) акцентируют внимание на бессознательных процессах, участвующих в создании поэтических образов, и их взаимосвязях с разнообразными текстуальными элементами худож. произв. В рамках П. используются различные модели толкования поэтических текстов (Текст художественный).1. «Модель аналогии», часто принимающая форму психокритицизма и основанная на установлении прямой связи поэтических образов с инфантильными переживаниями поэта, психоаналитически трактуемыми «эдиповым комплексом», инцестуоз-ными запретами, амбивалентными чувствами и т. д. Эта модель покоится на представлениях Фрейда, согласно к-рым эмоциональные переживания будят в поэте воспоминания о желаниях детства, к-рые получают отражение в худож. произв. 2. «Медицинская модель», в соответствии с к-рой поэтический текст воспринимается в качестве документа, демонстрирующего болезненное расщепление психики и патологические черты характера автора худож. произв. 3, «Герменевтическая модель», предусматривающая ориентацию на раскрытие и толкование символического языка бессознательного, проявляющегося как в худож. произв., так и в коммуникационных процессах между поэтическим текстом и читателем» стремящимся его понять. Если у Фрейда психоаналитическое понимание поэтического творчества соотносилось с попытками раскрытия существа протекания психических процессов, то для Лакана психоаналитическое прочтение худож. произв. лишь лингвистическая проблема, а психоанализ трактуется им как важная сфера литературных исследований. Основываясь на концепциях «разорванной коммуникации» и «герменевтического психоанализа», выдвинутых философом Ю. Хабермаеом (ФРГ), нек-рые западные литературоведы стремятся рассматривать П, не только как психоаналитически ориентированную теорию литературы, но и как радикальную критику худож. коммуникационных процессов. Одни из них полагают, что поэтика, как таковая, требует познавательной комбинации «эпистемологического реализма с психологией человека» (Р. Роджерс). Др. считают, что совр. риторическая теория должна быть «постфрейдистской» (В. Пауло), а психоанализ должен быть рассмотрен в качестве одной из ветвей риторики (Б. ван Хьюзден). Третьи воспринимают П. как интеграцию психоанализа с когнитивной психологией, способствующую созданию «общей теории текстов» (М. Гримод). Будучи ориентированной на выявление смысловых значений поэтического текста (Герменевтика и искусство) путем его психоаналитической интерпретации, П. фактически противостоит направлениям эстетической мысли, акцентирующим внимание на понимании и объяснении социально-исторического контекста как важной и необходимой задачи, связанной с раскрытием содержания худож. произв., природы поэтического творчества, механизмов воздействия поэзии на человека.
Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989.