ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в искусстве


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в искусстве
характеристика акта и результата худож. творчества со стороны освоения традиции. Масштаб худож. произв. всегда связан с тем, насколько глубоки его корни в памяти истории и в опыте иск-ва, в «большом времени» (по терминологии Бахтина). И это независимо от того, имеет ли произв. внешнюю при-крепленность к истории, традициона-листскую окраску. Отталкивание от традиции, мятеж против нее тоже может быть актом П., и этим определяется различие между содержательным и бесплодным новаторством (Традиция и новаторство). Предметное выражение П. может встречаться на различных уровнях худож. произв. (П. жанрового канона, П. образа, темы. мотива, часто совмещающаяся с оспариванием образца, П. приема и т. п.). Особенно интересны случаи глубинной, скрытой П. (напр., отмеченное советским музыковедом Б. Л. Яворским отношение музыки А. Н. Скрябина к рус. мелосу — песенно-мелодическому началу в музыке,— характеризовавшееся верностью наиболее общим его основаниям при полном отсутствии фольклорных цитат).


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в искусстве" в других словарях:

  • преемственность — чего, в чем (не чему). Преемственность традиций. Преемственность в искусстве вообще, а в сценическом в частности, играет большую роль (Юрьев) …   Словарь управления

  • ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО в искусстве — (от лат. traditio передача и позднелат. novatio обновление и изменение) соотносительные понятия, противоположность и взаимозависимость к рых выражает реальную диалектику всякого полноценного акта худож. творчества. Приверженность Т. вне Н.… …   Эстетика: Словарь

  • МАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в искусстве — категории социологии искусства, выражающие сложный, противоречивый характер иск ва как общественного явления. Будучи специфической формой отражения действительности, в классово антагонистическом об ве иск во не может носить непосредственно… …   Эстетика: Словарь

  • ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД в искусстве — система принципов, управляющих процессом создания произв. иск ва. При таком толковании данного понятия правомерно говорить о Т. м. отдельных художников (напр., О. де Бальзака или В. И. Сурикова). Поскольку же социально историческая… …   Эстетика: Словарь

  • ЯЗЫК ИСКУССТВА — совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства материальных средств и приемов создания худож. образа, т. е. изобразительно выразительных средств. Термин «Я. и.» имеет метафорический характер, основан на аналогии между… …   Эстетика: Словарь

  • КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, обработка, воспитание, развитие) исторически определенная ступень развития об ва и человека, выраженная (опредмеченная) в результатах материальной и духовной деятельности людей, в создаваемой ими «второй природе».… …   Эстетика: Словарь

  • ЭПИГОНСТВО — (от греч. epigonoi родившийся после) творчески несамостоятельное следование отжившим идеям, принципам и методам к. л. худож. школы, научного или идейного течения в изменившейся исторической обстановке. В иск ве Э. проявляется в механическом… …   Эстетика: Словарь

  • НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим …   Философская энциклопедия

  • СИМВОЛИЗМ —         худож. направление, сложившееся в зап. европ. культуре в к. 60 нач. 70 х гг. 19 в. (первоначально в лит ре, затем и в других видах искусства изобразит., муз., театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры философию,… …   Энциклопедия культурологии

  • КУЛЬТУРА —         (от лат. возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)         совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний,… …   Энциклопедия культурологии

Книги

Другие книги по запросу «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в искусстве» >>