ПРАВДА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ПРАВДА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
одна из центральных категорий эстетики., раскрывающая гносеологическую специфику иск-ва, П. х. не исчерпывается ни «жизнеподобием», ни верностью худож. образов «правде жизни». В достижении П. х. не меньшую роль играет худож. воображение, фантазия, сама творческая личность художника, -его умение использовать при худож. отражении жизни всю гамму изобразительно-выразительных средств. Представления о сущности П. х. исторически изменялись. С древности и до конца XVIII в. они формировались под воздействием «подражательной» концепции иск-ва (Мимесис, Подражания теория), согласно к-рой «искусство... есть начало, находящееся в другом, природа — начало в самой вещи...» (Аристотель). Сторонники этой теории считали, что П. х. может быть достигнута путем сочетания в иск-ве правдоподобия и выражения общих универсальных представлений (о космосе, боге, природе, разуме). Большая-роль здесь отводится фантазии: с ее помощью устанавливается та мера правдоподобия, к-рая не способна помешать выражению общей идеи. Дальнейшее развитие эта концепция П. х. получила в эпоху Возрождения. Художники и теоретики иск-ва того времени утверждают мысль о единстве красоты и правды («Прекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценной»,— У. Шекспир). Источником П. объявляется не «худож. игра», а сам человек, обладающий титанической мощью чувств и разума. Согласно эстетике Возрождения, ум художника-живописца должен быть подобен зеркалу, но при этом он должен не бессмысленно копировать, а опираться на знание природы вещей (Леонардо да Винчи). Вместе е тем эстетике Возрождения не удалось научно постичь диалектический характер -взаимосвязи художественности и П„.в иск-ве- В результате намечается тенденция противопоставления правдоподобия и истины — реальности. Эта тенденция достигает кульминации в эстетике классицизма, где правдоподобие выступает гл. худож. принципом. Под ним понималось иллюзорное сходство образов иск-ва с действительностью, достигаемое путем использования при построении произв. кск-ва особых правил единства места, времени и действия (Три единства). С критикой такого понимания П. х. выступили представители эстетики Просвещения. Дидро утверждал, что «правда натуры — основа правдоподобия искусства». Новый шаг в развитии представлений о П. х. был сделан эстетикой в XIX в., когда всесторонней критике был подвергнут сам принцип подражания. Утверждается понимание иск-ва как исторически развивающейся формы духовно-практической деятельности и худож- отражения действительности. Обосновывается положение, что П. х. неразрывно связана с П. жизни, Гегель развивает мысль о П. х. как истине, выраженной в чувственной форме, как идеале, воплощенном в «живой» индивидуальности. Представители материалистической и демократической эстетики отстаивают т. зр., согласно к-рой в основе П. х. должно лежать изображение «человеческой жизни как жизни народной» (Пушкин), идею о «правде как силе таланта» (Чернышевский). Опираясь на положения реалистической эстетики, классики марксизма-ленинизма всесторонне исследовали взаимосвязь П.х. с принципом реалистической типизации и передовой идейности (Маркс, Энгельс), мировоззрением и партийной позицией художника (Ленин). Они показали, что П. х. в совр. иск-ве неотделима от способности художника ставить «великие вопросы» времени, с беспощадной правдивостью вскрывать реальные жизненные противоречия, возникающие на пути свободного развития об-ва и личности. На XXVII съезде КПСС вопрос о правде худож. отражения был поставлен в центр внимания всех отрядов советской интеллигенции. В поворотный период своего развития страна, наш народ, как никогда, нуждаются в объективном, всестороннем видении реальности. «Правда должна быть полной,— подчеркнул М. С. Горбачев на встрече в ЦК КПСС с руководителями средств массовой информации и пропаганды (март 1987 г.).—Тогда она будет обладать качеством конструктивности». В иск-ве и эстетике XX в. одним из центральных вопросов стала проблема многообразия форм отражения реальности. В полотнах М. А. Врубеля и П. Пикассо, романах М. А. Булгакова и Ф. Кафки, фильмах Ф. Феллини и А. А. Тарковского П. х. раскрывается подчас в сложных, далеких от «жизнеподобия» и реалистической образности формах.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ПРАВДА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ" в других словарях:

  • правда художественная — см. художественная правда …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Правда [газета] — «ПРАВДА» орган Центрального комитета Всесоюзной Коммунистической партии большевиков. Выходит ежедневно более чем полуторамиллионным тиражом (1 700 000 экз. в 1935), объединяет вокруг себя огромную армию рабкоров и селькоров, отражает на своих… …   Литературная энциклопедия

  • Правда —       ежедневная большевистская легальная газета. Издавалась 22 апреля (5 мая) 1912 8(21) июля 1914 и с 5(18) марта 1917. Основана В. И. Лениным во исполнение решений 6 й (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП (1912) о постановке массовой… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Правда [журнал] — «ПРАВДА» ежемесячный журнал искусства, литературы и общественной жизни, выходивший в Москве с января 1904 с разрешения предварительной цензуры. Формат «П.» узкие удлиненные книжки. Официально редактором издателем значился В. А. Кожевников… …   Литературная энциклопедия

  • Художественная выставка, посвящённая 150-летию железных дорог страны — 2 августа 1987 года в Москве в киноконцертном зале «Октябрь», а позже, в ноябре того же года в Ленинграде в исторических залах Витебского вокзала открылась «Выставка произведений советских художников, посвященная 150 летию железных дорог… …   Википедия

  • Правда (издательство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Правда. Правда Страна СССР, Россия Основано 1929 1991 Код Госкомиздата СССР 080 Веб сайт: http://www.udp pressa.ru/ru/ …   Википедия

  • правда — сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? правды, чему? правде, (вижу) что? правду, чем? правдой, о чём? о правде 1. Правдой называют то, что соответствует действительности. Истинная, святая, чистая правда. | Горькая правда. | Всё это… …   Толковый словарь Дмитриева

  • художественная правда — отображение в произведениях искусства жизни в соответствии с ее собственной логикой, проникновение во внутренний смысл изображаемого. Рубрика: Эстетические категории в литературе Антоним/коррелят: субъективное в искусстве, условность в искусстве… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Правда — ы; ж. I. 1. То, что соответствует действительности; истина. Истинная, святая, чистая п. Горькая п. Всё это сущая п. Сказать, узнать правду о случившемся. Историческая п. (подлинные исторические факты, события). Отвечай по правде, что случилось… …   Энциклопедический словарь

  • правда — 1. ы; ж. см. тж. правду говоря 1) а) То, что соответствует действительности; истина. Истинная, святая, чистая пра/вда. Горькая пра/вда. Всё это сущая пра/вда. Сказать …   Словарь многих выражений


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»