МОРРИС (MORRIS) Уильям


МОРРИС (MORRIS) Уильям
(1834— 96) — англ. художник, поэт, теоретик иск-ва, философ, социалист-утопист. Эстетические взгляды М. формировались под влиянием идей Карлейля и Рёскипа, а также движения прерафаэлитов. В экологическом плане можно провести параллель между эстетическими воззрениями М. и руссоизмом (Руссо). Он выдвинул идею «города-сада», архитектуру понимал как «всеохватывающее иск-во», как «союз искусств, связанных узами взаимного сотрудничества и гармонического взаимоподчинения». Важное место в эстетических взглядах М. занимают проблемы эстетики труда и производства, статуса художеств, промышленности, декоративно-прикладного искусства и дизайна при капитализме и социализме. Мысль о наслаждении трудом как высшей мерке отношения к труду М. подкрепляет требованием изменения сложившейся

капиталистической системы производства, построенной на жестком разделении труда и угнетении: «Я хочу, чтобы разделение труда  не шло далее разумных пределов, а людей учили бы думать о своей работе и наслаждаться ею». Выступая с критикой буржуазной действительности, М. утопически рассматривал иск-во как гл. средство ее преобразования, мечтал о возрождении «искусства народа и для народа», предложил развернутую программу реформ, в основе к-рой лежала идея возрождения обезличенного капиталистическим производством худож. ремесла (Ремесло художественное) на базе ручного труда, ограниченного применения машинного труда, а также национальной (в данном случае средневековой готической) традиции. М. возглавил худож.-промышленную компанию, объединившую кустарные мастерские по изготовлению мебели, тканей, шпалер, обоев, витражей, металлических изделий и пр., сплотив вокруг своего дома в графстве Кент, построенного по проекту архитектора Ф. Уэбба (т. наз. «Red house» — «Красный дом»), группу художников — идейных единомышленников. М. был непревзойденным мастером орнамента (в тканях, шпалерах, обоях и т. д.) и сформулировал целую систему требований в этой области декоративно-прикладного иск-ва. Стремясь в рисунках тканей передать природные впечатления: рост, движения («путаница сада»), простоту и свежесть, он неизменно следовал принципу равнозначности рисунка и фона. Этот принцип народного искусства, опосредствованный влиянием худож.-теоретической деятельности М., перешел затем в орнамент модерна. Вместе с природностью М. отстаивал принцип исторической преемственности в иск-ве: «Через чувство истории мы связаны с традицией прошлых времен». М. не был ярым машиноборцем, каким его мн. представляют. Отдавая предпочтение ручной работе в изготовлении образцов прикладного иск-ва, он советовал не делать машиной того, что можно выполнить только вручную, и, наоборот, не делать вручную того, с чем лучше справится машина. М. был в числе первых, кто обратил внимание профессиональных художников на эстетизацию повседневного предметного окружения, нацелил их на эстетическую организацию среды и своим личным примером утвердил в худож. деятельности статус дизайнера. Осн. соч.: «Декоративные искусства, их отношение к современной жизни» (1878), «Сон про Джона Болла» (1888), «Вести ниоткуда, или Эпоха счастья» (1891).


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "МОРРИС (MORRIS) Уильям" в других словарях:

  • МОРРИС (Morris) Уильям — (1834 96) английский художник, писатель, теоретик искусства. С 1860 х гг. выступал с социальной критикой, видел в искусстве средство преобразования общества. Литературное творчество Морриса отмечено романтической стилизацией (поэма Земной рай ,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МОРРИС Чарлз Уильям — МОРРИС (Morris) Чарлз Уильям (р. 1901), американский философ, сочетал принципы прагматизма с идеями логического позитивизма. Сформулировал основные понятия и принципы семиотики (см. СЕМИОТИКА (наука передачи информации)) …   Энциклопедический словарь

  • Моррис Чарлз Уильям — Моррис (Morris) Чарлз Уильям (р. 23.5.1901, Денвер, Колорадо), американский философ идеалист. Профессор Чикагского (1931 47) и Флоридского университетов. Философские взгляды М. представляют собой сочетание прагматизма (в духе Дж. Мида) с идеями… …   Большая советская энциклопедия

  • Моррис Чарльз Уильям — Чарльз Уильям Моррис (англ. Charles W. Morris) (1901 1979)  американский философ, один из основателей семиотики. Ввел термин прагматика. Философия Морриса Семиотика (наука о знаках) рассматривается Моррисом как метанаука и инструмент наук.… …   Википедия

  • Моррис, Чарльз Уильям — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Моррис. Чарльз Уильям Моррис (англ. Charles W. Morris) (1901 1979)  американский философ, один из основателей семиотики. Ввел термин «прагматика». Философия Морриса Семиотика… …   Википедия

  • МОРРИС Чарлз Уильям — (Morris), (р. 23 мая 1901) – амер. философ. Проф. философии Чикагского (1931–47) и Флоридского (с 1958) ун тов, член Амер. академии наук и искусств, Амер. филос. ассоциации, вице президент ин та по единству науки, один из редакторов серии… …   Философская энциклопедия

  • МОРРИС (Morris) Чарлз Уильям — (р. 1901) американский философ, сочетал принципы прагматизма с идеями логического позитивизма. Сформулировал основные понятия и принципы семиотики …   Большой Энциклопедический словарь

  • МОРРИС (MORRIS) Чарлз Уильям — (р. 1901) амер. философ и ученый; пытался создать общую науку о знаках семиотику, а философию и эстетику рассматривал как части этой общей науки. В своей знаковой теории объединил идеи бихевиоризма, амер. прагматизма и нем. логического… …   Эстетика: Словарь

  • Моррис Уильям — Моррис (Morris) Уильям (24.3.1834, Уолтемстоу, Эссекс, 3.10.1896, Лондон), английский художник, писатель, теоретик искусства, общественный деятель. Учился в Оксфордском университете (1853 56). С 1856 работал в архитектурной мастерской Дж. Э.… …   Большая советская энциклопедия

  • МОРРИС — (Morris) Уильям (1834 1896), английский художник, писатель, теоретик искусства. В искусстве видел средство преобразования современной действительности. Литературное творчество отмечено романтической стилизацией (поэма Земной рай , 1868 70); идеи… …   Современная энциклопедия

Книги