МОНТАЖ


МОНТАЖ
(фр. montage — сборка, составление целого из готовых частей) — один из способов построения пространственно-временной композиции в иск-ве, получивший развитие и принципиальное теоретическое осознание в худож. культуре XX в., прежде всего в области киноискусства. Элементарная суть киномонтажа — сокращение и соединение (резка и склейка) кусков отснятой пленки с целью достичь необходимого ограничения и искомой последовательности движущегося изображения действительности на экране. Уже на заре кинематографа были обнаружены возможности эмоционального воздействия на зрителя посредством т. наз. параллельного М.— чередования коротких фрагментов двух одновременно развертывающихся, согласно сюжету фильма, взаимосвязанных действий (напр., погони и бегства). Затем практика и теория кино подошли к пониманию М. как специфического выразительного приема. В фильме амер. режиссера Д. У. Гриффита «Нетерпимость» (1916) был осуществлен параллельный М. четырех сюжетов, относящихся к различным эпохам истории человечества; тем самым была наглядно выявлена функция М. как средства обобщенно-метафорического осмысления темы. В раскрытии и освоении идейно-художественных возможностей М. основополагающую роль сыграла теоретическая и практическая деятельность режиссеров-новаторов советского кино 20-х гг. Эксперименты Л. В. Кулешова показали, что один и тот же кадр может приобретать различную эмоционально-смысловую значимость в зависимости от изменяющегося содержания смежных кадров («эффект Кулешова»). М. как метод «собирания образа» последовательно применялся и развивался на документальном материале, на фильмах Вертова, где специально снятые или извлеченные из др. лент хроникальные кадры слагались в единую структуру лирико-публицистического высказывания. М. как продуктивное средство смысловой и ритмической раз-разработки сюжетного повествования получил развитие в фильмах Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко. Творческий и теоретический опыт советской школы М. вошел в культуру мирового кинематографа. Культура М., реализованная и осознанная в опыте кино, есть конкретное проявление нек-рых обще-эстетических закономерностей построения и восприятия худож. образа. Вслед за кино и одновременно с ним принципы М. осваивались в др. видах искусства. Акцентированное членение сценического действия на эпизоды в спектаклях Мейерхольда, сопоставление разнородных литературных текстов в «театре одного актера» В. Н. Яхонтова, монтажное построение зрелища в «политическом театре» Э. Пискатора (принцип, впоследствии развитый Брехтом), изобразительная публицистика фотомонтажей Эль Лисицкого (Л. М. Лисицкого) — таковы проявления монтажного метода в иск-ве 20-х гг. Об актуальности монтажных принципов в худож. литературе свидетельствует, напр., композиция поэмы Маяковского «Хорошо!». Ныне понятие М. вошло в обиход теории театра, изобразительного искусства, музыки, лит-ры как обозначение одной из продуктивных композиционных возможностей творческой практики. Оно оказалось применимо не только к творческому опыту худож. культуры XX в., но и к явлениям иск-ва различных эпох прошлого. В теоретических работах Эйзенштейна это понятие было приложено к структурам прозаических описаний и стихотворных фрагментов из классических произв. рус. лит-ры XIX в. Подобные аналитические интерпретации раскрывают эстетическую генеалогию монтажной культуры кино, ее укорененность в худож. опыте предшествующих эпох.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое "МОНТАЖ" в других словарях:

  • монтажёр — монтажёр …   Русское словесное ударение

  • монтажёр — монтажёр, а …   Русский орфографический словарь

  • монтажёр — монтажёр …   Словарь употребления буквы Ё

  • монтажёр — монтажёр, монтажёры, монтажёра, монтажёров, монтажёру, монтажёрам, монтажёра, монтажёров, монтажёром, монтажёрами, монтажёре, монтажёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Монтажёр — монтажёр, работник цеха монтажа фильма, входящий в постановочную группу и осуществляющий под руководством режиссёра монтаж фильма. Монтажёр отвечает за художественно техническое качество монтажа, располагает позитивами будущего фильма и всеми… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • МОНТАЖ — МОНТАЖ, монтажа, муж. (франц. montage). 1. Сборка и установка машин (тех.). 2. Подбор и соединение различных частей в одно целое (иск.). Литературный монтаж. Музыкальный монтаж. || Фильм, картина, литературное произведение, составленное путем… …   Толковый словарь Ушакова

  • МОНТАЖЁР — МОНТАЖЁР, монтажёра, муж. (спец.). Специалист по монтажу (в кино, фотографии). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • монтаж — сборка, компоновка, ассемблирование, установка, подгонка, соединение; монтировка, монтирование. Ant. разборка Словарь русских синонимов. монтаж см. сборка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Алексан …   Словарь синонимов

  • МОНТАЖЁР — МОНТАЖЁР, а, муж. Специалист по монтажу (в кинематографии, фотографии). М. кинофильма. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • МОНТАЖ — (Assembling, mounting) сборка отдельных частей машины и установка ее. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Монтаж сборка вооружения, механизмов, систем, устройств и оборудования… …   Морской словарь

  • монтажёр — а, м. montage m. Специалист по монтажу (в кино, фотографии). Уш. 1938. Есть художники кашировщики и монтажеры визуальных эффектов. ИК 1999 5 91. Монтажер Полиграфической промышленности. Сл. зан. 2002. Соседка работала монтажером и клеила пленки… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

Другие книги по запросу «МОНТАЖ» >>