МАССОВАЯ КУЛЬТУРА


МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
(от лат. massa — ком, кусок и cultura — возделывание, обработка, воспитание, развитие) — разновидность культуры капиталистического об-ва (синонимы на Западе: популярная, или поп-культура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура и т. д.). В отличие от элитарной культуры (Элитарное искусство), хотя и подвергшейся за последние десятилетия омассовлению, но все же ориентированной гл. обр. на избранную, интеллектуальную публику, М. к. сознательно ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей. Гл. каналом распространения М. к. служат средства многотиражной коммуникативной техники (книгопечатание, репродуцирование, пресса, радио, кино, телевидение, видео- и звукозаписи). Термин «М. к» объективно носит маскировочный характер, поскольку запросы аудитории не образуются стихийно, а в значительной степени формируются содержанием и худож, качеством тиражируемых произв., что, в свою очередь, обусловливается интересами социальных групп, владеющих (контролирующих) на правах частной или государственной собственности средствами их производства и распространения. Термин «М. к.», хотя содержит в себе указание на массовость этого явления, не означает его народности, он основывается не на содержательном, а на формальном, количественном признаке — способе производства и потребления. Этот же признак привлекается западными теоретиками в качестве аргумента для попытки объявить М. к. «закономерностью» развития всей человеческой культуры вообще, затушевать различия буржуазной и социалистической культур, качественно неоднородные последствия использования ими совр. техники в иск-ве (Искусство и техника). Теория М. к. представляет собой ответвление более универсальной концепции «массового об-ва». Концепция «массового об-ва», как и производные от нее экономическая («индустриальное об-во»), политическая («организованное об-во»), социально-психологическая («человек массы») теории, является порождением элитарно-буржуазного сознания, напуганного революционными движениями, и призвана теоретически обосновать незыблемость социального неравенства. Тем же целям служит и перенесенная в область культурологии Ор-тегой-и-Гасетом и развитая мн. позднейшими философами и социологами (напр., амер. социологом Ван ден Хаагом и др.) теория М. к. Абсолютизировав нек-рые аспекты духовной жизни совр. буржуазного об-ва, эта теория заключает в себе два комплекса противоположных по выводам, но идеологически и методологически родственных идей: представлений о неминуемой гибели общечеловеческой культуры в результате натиска «вульгарных масс» и «бездушной техники» и идей технологического детерминизма, согласно к-рым средства массовой коммуникации не только обогащают и демократизируют сферу культуры, но и порождают принципиально новый ее тип, исторически пришедший якобы на смену классическому иск-ву. Совмещенные в теории, М. к., эти крайние позиции обусловлены наличием различных тенденций в совр, буржуазной идеологии — настороженным или апологетическим отношением к культурной политике совр. капитализма. Культивирование отвлекающих от действительности иллюзий привело к подмене в М. к. важнейшей задачи «духовно-практического освоения мира» (Маркс) второстепенной развлекательной функцией. Отвергнув несоответствующий их целям реализм, создатели произв. М. к. обратились преимущественно к идеологизированному натурализму, играющему на примитивной чувственности публики. В послевоенное время завершились процессы монополизации всех отраслей М. к.; непосредственное или опосредствованное (через подкуп платной рекламой) влияние крупного капитала на производителей М. к. окончательно сформировало ее природу как товара для рынка. Ставка на зрелищность любой ценой привела к нравственной неразборчивости М. к., к культу секса, пропаганде жестокости и насилия, способствующих подобной же трансформации нравов в самой жизни капиталистического об-ва. По преимуществу товарная и утилитарно-развлекательная направленность М. к. не исключает, однако, возможностей использования ее как мощного средства воздействия на общественное сознание  не только для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип, но и для охранительных целей — идеализации существующих институтов и порядков, пропаганды западного образа жизни. При этом сущность М. к. скрыта под оболочкой демократизма, внешней объективности. Хотя иногда коммуникативные возможности М. к. используются для тиражирования произв. подлинного иск-ва, эти исключения не изменяют ее сущности. Они лишь свидетельствуют о гибкости хозяев и создателей М. к. Ориентация на «среднего» потребителя не может не вызывать растущего критического отношения к М. к. даже со стороны буржуазных идеологов, обеспокоенных ее негативными следствиями для общественной жизни. Важную роль в противодействии М. к. играют прогрессивное, демократическое и социалистическое иск-во и лит-ра.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Синонимы:

Смотреть что такое "МАССОВАЯ КУЛЬТУРА" в других словарях:

  • Массовая культура — или поп культура, масскультура, культура большинства  культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп музыку,… …   Википедия

  • МАССОВАЯ КУЛЬТУРА —         своеобразный феномен социальной дифференциации совр. культуры. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений М.к. встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная М.к. зарождается только в Новое время в ходе процессов …   Энциклопедия культурологии

  • МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — Массовая культура: противоречие в определении. Массовая культура обезболивающее средство, анальгетик, а не наркотик. Станислав Лем Массовым должен быть читатель, а не искусство. Станислав Ежи Лец Популярное искусство ценно не по пользе, которую… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Массовая культура — С английского: Mass Culture. Появление выражения «массовая культура» впервые отмечено в США в 1939 г. Но в ныне общепринятом культурологическом смысле его впервые использовал американский искусствовед Макс Хоркхаймер в своей работе «Искусство и… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — МАССОВАЯ культура, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно технической революцией и постоянным обновлением средств массовой информации. Производство, распространение и… …   Современная энциклопедия

  • МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — см. КУЛЬТУРА МАССОВАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Массовая культура — МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно технической революцией и постоянным обновлением средств массовой информации. Производство, распространение и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • массовая культура — сущ., кол во синонимов: 20 • безвкусица (12) • быдлопопса (8) • вампука (10) • …   Словарь синонимов

  • МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — феномен человеческой истории, возникающий в силу того, что в 20 в. культура стала представляться совокупностью знаний, приемов и методов, техник и технологий действия, т.е. чем то внешним по отношению к человеку, тем, чем можно овладеть, выучив,… …   Философская энциклопедия

  • МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Появление …   Новейший философский словарь

Книги

Другие книги по запросу «МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» >>