ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич

ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич
(1.875—1933) —советский государственный и общественный деятель, теоретик и практик социалистического культурного строительства, эстетик, худож. критик, искусствовед. Эстетические воззрения Л. складывались в острой полемике с рус. философами-идеалистами Н. Бердяевым, С. Булгаковым, В. Розановым и др. Он выступал с критикой декадентства, отстаивал идейность, партийность худож. творчества. Уже в ранний период деятельности Л. ставил задачу создания «синтетической» эстетики. Л. стремился связать категориальный аппарат эстетики (категории прекрасного, трагического, воз-вышенного, героического и т. п.) с философскими проблемами человека. Он считал, что эстетические переживания способствуют превращению революционных идеалов в «великую жизненную задачу для широкой социальной личности». Обстановка общественной реакции после поражения революции t905— 1907 гг. явилась одной из предпосылок увлечения Л. эмпириокритицизмом, попыток «дополнения» марксизма особой «социальной мифологией» — богостроительством. Ленин, резко критикуя Л., увидел в то же время в его эстетических взглядах здоровое начало и выразил надежду «отделить» Л. от Богданова «на эстетике» (т. 18, с. 366—367). Разрабатывая комплексную, «синтетическую» эстетику, Л. выделяет психофизиологический и социально-философский аспекты исследования эстетического, выявляет осн. этапы развития эстетического отношения к действительности: «пред-эстетический» (начальный) этап развития чувственных восприятий и представлений, «узкоэстетический» взгляд на мир, не идущий дальше непосредственной эмоциональной реакции, выраженной в чувстве удовольствия — неудовольствия; эстетическое в широком смысле слова — осознанное переживание собственно человеческих, универсальных связей с миром. Гл. направление развития эстетического отношения к миру заключается, по Л., в интеллектуализации, наполнении его социально-мировоззренческим содержанием, сближении с научно-философским и нравственным отношением к реальности. Эстетическое он считал неотъемлемой стороной марксистского мировоззрения, предпосылкой созидательно-преобразующего отношения к действительности: «Только осознав себя частью прекрасного и великого целого, человек стремится сделать это целое прекрасным и великим». Л. выступал против как упрощенно-просветительского понимания иск-ва, так и различных вариантов деидеологизированного, «чистого» иск-ва, выдвигал серьезные возражения против вульгарно-социологического подхода к худож. деятельности и ее результатам. Выделяя в качестве центральной идеологическую функцию иск-ва, он понимал ее как широкое эстетическое воздействие на личность. Л. обратил внимание на сложный и неоднозначный характер воздействия иск-ва, опосредствуемый формами внутренней активности личности. Говоря о «заражении чувствами» с помощью иск-ва, он имел в виду пробуждение всей эмоциональной сферы личности. Л. внес вклад в осмысление теоретических и практических аспектов проблемы воздействия худож. оформленной среды на человека, к-рая призвана будить мысль и чувство, напоминать человеку о его творческом назначении, формировать умение «многоразлично относиться к предмету», помогать статА подлинным «хозяином вещей». Эстетическое воспитание Л. рассматривал в качестве одного из осн. направлений формирования гармонически развитой личности. Важнейшей характеристикой последней является, по мысли Л., способность к эстетической оценке всего многообразия жизни,- сознательное стремление к саморазвитию, преодолению своего несовершенства, к социальному творчеству. Цель эстетического воспитания может, быть достигнута только на основе комплексного применения различных форм трудовой, игровой, худож. деятельности, освоения личностью достижений культуры. Особое место в эстетическом воспитании, активизации творческих сил личности Л. отводил театру. Деятельность Л. оказала значительное влияние на разработку методологических основ искусствознания. худож- критики, на становление и развитие советской эстетической науки, теории и практики эстетического воспитания. Осн. соч., в к-рых отражены эстетические взгляды Л.: «Основы позитивной эстетики» (1904), «Марксизм и эстетика» (1905), «Театр и революция» (1924), «Воспитание нового человека» (1928), «Искусство как вид человеческого поведения» (1930).


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич" в других словарях:

  • Луначарский, Анатолий Васильевич — Луначарский А. В. (1875 1933; автобиография) род. в Полтаве, в семье чиновника. Ввиду радикальных настроений, господствовавших в семье, очень рано, в детском возрасте, освободился от религиозных предрассудков и проникся симпатиями к… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Луначарский, Анатолий Васильевич — Анатолий Васильевич Луначарский. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (1875 1933), политический деятель, писатель, критик. Член редакций большевистских газет “Вперед”, “Пролетарий”. Участник Октябрьской революции (Петроград). С 1917 нарком просвещения …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Луначарский Анатолий Васильевич — (1875 1933), рус. сов. гос. и политич. деятель, критик, публицист, драматург. В статьях о лит ре неоднократно обращался к творчеству Л., рассматривая его преим. в свете революционно и социально политических задач своего времени. Критик называл Л …   Лермонтовская энциклопедия

  • ЛУНАЧАРСКИЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ — (1875 1933) деятель большевистской партии и советского государства, публицист, философ, историк и теоретик культуры. Образование получил в Первой Киевской гимназии (1887 95) и Цюрих. университете (1895 98), где посещал, в частности, философский и …   Энциклопедия социологии

  • Луначарский Анатолий Васильевич — [11(23).11.1875, Полтава, ‒ 26.12.1933, Ментона, Франция], советский государственный деятель, один из создателей социалистической культуры, писатель, критик, искусствовед, академик АН СССР (1930). Член Коммунистической партии с 1895. Родился в… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич — (11.11.1875, Полтава, Украина 26.12.1933, Ментон, Франция), советский политический и государственный деятель, писатель, академик АН СССР (1930). Учился в Первой киевской гимназии, затем в Цюрихском университете (1895 1898). С юности принимал… …   Энциклопедия кино

  • Луначарский Анатолий Васильевич — (1875—1933), участник революционного движения, государственный деятель, писатель, литературный критик, академик АН СССР (1930). Член Коммунистической партии с 1895. В 1903—07 большевик, член редакций газет «Вперёд», «Пролетарий», «Новая …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич — (1875 1933) российский политический деятель, писатель, академик АН СССР (1930). Участник Октябрьской революции (Петроград). С 1917 нарком просвещения. С 1929 председатель Ученого комитета при ЦИК СССР. В 1933 полпред в Испании. Труды по истории… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Луначарский Анатолий Васильевич —       (1875 1933), участник революционного движения, государственный деятель, писатель, литературный критик, академик АН СССР (1930). Член Коммунистической партии с 1895. В 1903 07 большевик, член редакции газет «Вперёд», «Пролетарий», «Новая… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Луначарский, Анатолий Васильевич — Запрос «Луначарский» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Анатолий Васильевич Луначарский Общественный и политический деятель Дата рождения: 11 ноября ( …   Википедия

  • Луначарский Анатолий Васильевич — (1875 1933), политический деятель, публицист, драматург, академик АН СССР (1930). Участник Революции 1905 07, развивал идею «богостроительства». В 1917 29 нарком просвещения, один из создателей Пролеткульта, с 1929 председатель Учёного комитета… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»