КУЛЬТУРА ЭСТЕТИЧЕСКАЯ—

КУЛЬТУРА ЭСТЕТИЧЕСКАЯ—
специализированная часть культуры об-ва; характеризует состояние об-ва с т. зр. его способности обеспечивать развитие иск-ва и эстетических отношений. К. э.— системное образование, имеющее сложный состав. Системооб-разующим элементом К. э. являются эстетические отношения и соответствующая им система эстетических ценностей. К структурно-функциональным элементам К. э. относятся: совокупность функционирующих в обществе худож. ценностей, в к-рых объективированы эстетические отношения и ценности; профессионально-специализированная группа деятелей культуры, обеспечивающая их функционирование; технические средства производства,  тиражирования и коммуникации худож. ценностей; находящиеся под контролем об-ва институты (музеи, театры, библиотеки, академии, клубы и пр.), обеспечивающие функционирование К. э. и управление ею. Функциональную структуру К. э. следует отличать от ее состава, к-рый образуют самостоятельные (или смешанные) сферы эстетической деятельности (Деятельность эстетическая). Ядром К. э. является культура художественная,  или искусство как деятельность, порождающая худож. и объективирующая эстетические ценности. Своеобразным спутником профессионального искусства в составе К. э. является художественная самодеятельность,  охватывающая широкие слои трудящихся. В качестве самостоятельного пласта К. э. выступают традиционное народное искусствофольклор, связывающие ее с народной жизнью и одновременно служащие источником пополнения кадров профессионального иск-ва. Эстетическая деятельность постоянно вовлекает в систему К. э. различные сферы общественной практики. Традиционным элементом К. э, с древн. времен была архитектура, основу к-рой составляет социально-эстетическая организация пространственной среды человека (Эстетическая организация среды). Важнейшим элементом К. э. в настоящее время  стала эстетика производства,  включающая дизайн, или худож. конструирование промышленных изделий, эстетическую организацию производственной среды и эстетику самого труда. Эстетические принципы организации технической среды, выработанные в дизайне, распространяются на организацию естественной, природной среды, ландшафты к-рой приобретают и самостоятельную эстетическую ценность. Возникает комплекс проблем, решаемых на стыке экологии и эстетики (Экологическая эстетика). К.-э. охватывает и социальную сферу жизнедеятельности людей: культуру быта, досуг (Быта эстетика), спорт (Эстетика спорта), праздники и пр. Особое значение в составе совр. К. э. приобретают средства массовой информации  — радио, телевидение, к-рые не только осуществляют функцию трансляции худож. ценностей, но и создают постоянно действующую информационно-эстетическую среду, связывающую эстетические отношения с идейно-политическими и оказывающую существенное влияние на формирование ценностной ориентации публики. Важнейшей сферой К. э. социалистического об-ва является единая система эстетического воспитания, охватывающая различные слои населения. К. э. характеризует не только об-во, но и индивида. Для того чтобы стать субъектом К. э., человек должен овладеть сложившейся до него системой эстетических отношений и ценностей. Эта задача решается через эстетическую деятельность. Как часть культуры об-ва К. э. социально обусловлена и вместе с тем обладает определенной устойчивостью традиций и ценностей. В процессе исторического развития мирового сообщества сформировалось и утвердилось несколько региональных типов К. э., обладающих относительной самостоятельностью (европ., инд., кит., арабо-мусульманский, латиноамер., негро-аф-риканский и др ). Развитие капитализма положило начало образованию мировой культуры, но вместе с тем наложило отпечаток классовой ограниченности на этот процесс. В буржуазном об-ве развитие иск-ва сопровождалось отчуждением от К- э. подавляющего большинства трудящихся, занятых в материальном производстве. На этой основе происходит размежевание К. э. на «элитарную», предназначенную для «посвященной публики», и «массовую», рассчитанную на «усредненных индивидов» (Массовая культура). В развивающихся странах оба эти слоя буржуазной К. э. оказывают негативное воздействие на их традиционную, народную культуру. Вместе с тем в буржуазных и развивающихся странах происходит процесс демократизации К. э., «ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую» (Ленин В. И., т. 24, с. 120—121). Преодоление этих противоречивых тенденций лежит через культурную революцию, являющуюся составной частью революционных социальных преобразований. Программа культурной революции применительно к условиям социалистической революции в России была разработана В. И. Лениным. Реализация этой программы в сфере К- э. предполагает: обращение иск-ва к интересам и потребностям народа; обеспечение социалистическим государством условий для свободного худож. творчества каждому, «в ком сидит Рафаэль» (Маркс), для всемерного вовлечения трудящихся в различные виды эстетической деятельности; превращение ценностей мировой худож. культуры в духовное достояние народа. В этом плане одной из программных установок партии, воплощающей идеи Ленина, является задача всемерно способствовать повышению роли лит-ры и иск-ва в деле эстетического, гуманистического по своей идейно-нравственной ориентации воспитания народа.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "КУЛЬТУРА ЭСТЕТИЧЕСКАЯ—" в других словарях:

  • ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА —         способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить и человечески ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений. При этом специфику эстетич. отношения составляют прежде всего два момента,… …   Энциклопедия культурологии

  • Культура Финляндии — вобрала в себя как наследие тех языческих времён, когда почитались «духи природы» и «силы земли», так и возникшие позже христианские обычаи и праздники …   Википедия

  • культура — 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Здесь различается культура материальная и духовная. В более узком смысле термин относится именно к культуре духовной.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Культура коммунистической формации — Слово «культура» от латинского cultura  возделывание, обработка, земледелие, уход, улучшение. В этом понятии отражается тесная связь культуры с человеческим трудом, с активной, преобразующей деятельностью людей. Культура  это, с одной стороны,… …   Научный коммунизм: Словарь

  • КУЛЬТУРА — – организация жизни людей, представленная в продуктах материальной и духовной деятельности, в системе социальных институтов, нравственных норм и ценностей, предопределяющих отношения человека к окружающему миру, другим индивидам и самому себе.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ — КУЛЬТУРА РЕЧИ, уровень речевого развития, степень владения нормами языка или диалекта вместе с умением «обоснованно отступать» (Л. В. Щерба) от этих норм. Наука о К. р. (в ее нормативном лингвистическом статусе) опирается на учение о нормах… …   Литературный энциклопедический словарь

  • культура — (от лат. cultura образование, воспитание, возделывание) система духовных форм обеспечения жизнедеятельности людей. К. специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Она охватывает все стороны жизни человека биологической …   Этнопсихологический словарь

  • КУЛЬТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — совокупность худож. ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в об ве. В качестве синонима К. х. иногда употребляется понятие «искусство». Характер и уровень развития К. х. определяется в конечном… …   Эстетика: Словарь

  • ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — определенный уровень развития вкуса, сочетающего в себе диапазон чувств, объем знаний и осмысленных или стихийных действий по удовлетворению своего интереса, своей потребности. Базовыми ориентирами являются красота и безобразие, величие и… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Ангажированность эстетическая — (aesthetic engagement) Термин, интерпретируемый Арнольдом Берлеантом (современным американским эстетиком. Ред.), как альтернатива понятию эстетической незаинтересованности, центральному в традиционной эстетике. Чтобы оценить роль ангажированности …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»