КРИТИКА художественная


КРИТИКА художественная
(от греч. kritike — искусство разбирать, судить) — вид литературного творчества, состоящий в истолковании и оценке худож. явлений; по образному определению Пушкина, К.— это «наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы. Она основана на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений». К. х. может быть литературной, музыкальной, театральной и т. д. или же совмещающей освещение тенденций развития взаимодействующих видов худож. творчества (напр., литературно-театральная К.). К. х. соотносится с научными дисциплинами, изучающими различные виды худож. деятельности, прежде всего с искусствознанием и литературоведением. Однако в толковании характера этой связи мнения существенно расходятся: одни считают, что, напр., литературная К. является частью литературоведения (наряду с историей и теорией лит-ры); др. рассматривают ее как явление, в известном смысле автономное по отношению к науке. Эти разногласия отражают реальную сложность статуса К. х., к-рый исторически менялся и сохраняет высокую подвижность по сей день. К. разнообразна и по своей установке — от нарочитого субъективизма до стремления к максимальной точности осмысления материала, и по форме, стилю — от подчеркнутой эссеистичности до тяготения к логически последовательной, доказательной манере изложения. Совр. К. разнообразна по жанрам — это и рецензия, и библиографическая заметка, и проблемная статья, и обзор, и литературный портрет, и памфлет, и полемическая реплика и т. д. «Двуадресность» К. х., ее обращенность как к автору произв., лит-ре и иск-ву в целом, так и к читателю, зрителю, слушателю, способность быть проводником глубоких и плодотворных идей, в т. ч. социальных и политических, а также отражать личные, человеческие качества пишущего (образ автора) — все это приравнивает К. х. в высших ее проявлениях к лит-ре и иск-ву как таковым. «...Критика, основанная на глубоком вкусе и уме, критика высокого таланта имеет равное достоинство со всяким оригинальным творением; в ней виден разбираемый писатель, в ней виден еще более сам разбирающий» (Гоголь). В России облик совр. литературной К. сложился в первое десятилетие XIX в., когда благодаря усилиям Карамзина, Н. А. Полевого, Н. И. Надеждина и особенно Белинского она стала систематической. Усилились научные тенденции К. В деятельности Белинского требование научности К- х. приобрело философскую окраску, ибо любые литературные суждения и оценки рассматривались им как производные от общей философской концепции мира. «Задача истинной критики,— писал он,— отыскать в созданиях поэта общее, а не частное; человеческое, а не людское; вечное, а не временное; необходимое, а не случайное,— и определить, на основании общего, т. е. идеи, цену, достоинство, место и важность поэта». Философичность К. х„ в свою очередь, вела к тому, что последняя развивалась не только как суждение о лит-ре и иск-ве, но и как суждение о жизни, осознание ее закономерностей и тенденций. На этой почве усиливались публицистические, просветительские и естественнонаучные функции К. х. (Чернышевский, Писарев, критики-народники), а также возникла т. наз. «реальная К.» (Добролюбов). Последняя обращается к худож. типу как свидетельству о реальной жизни — «разбирает, возможно ли и действительно ли такое лицо; на-шедши же, что оно верно действительности, она переходит к своим собственным соображениям о причинах, породивших его, и т. А.» Аналитизм «реальной К.», выполняя революционизирующую роль в об-ве, подчас приводил к упрощению или игнорированию худож. специфики иск-ва. На проблемах художественности и эстетической функции иск-ва, цельности произв. сосредоточивалась эстетическая. К. (А. В. Дружинин и др.) и «органическая критика» (Григорьев). Возникшая на рубеже XIX—XX вв. марксистская К. х. (Плеханов, Луначарский, Воровской и др.) стремилась диалектически объединить разнообразные аспекты критического анализа— социологический, культурно-просветительский и эстетический. Важная роль принадлежит марксистско-ленинской К. х. в развитии совр. советский лит-ры и иск-ва, в осмыслении худож. процессов, происходящих в социалистическом об-ве, в борьбе против проявлений худож.-эстетической серости. Идейно-мировоззренческая определенность, партийность худож. творчества, утверждение гуманизма и народности, сочетание смелого новаторства, поисков соответствующих нашему времени новых худож. решений с освоением и развитием прогрессивных традиций отечественного и мирового иск-ва— вот те критерии, к-рыми призвана руководствоваться-советская К. х. в оценке тех или иных явлений иск-ва.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "КРИТИКА художественная" в других словарях:

  • Критика — ТЕОРИЯ. Слово «К.» означает суждение. Не случайно слово «суждение» тесно связано с понятием «суд». Судить это, с одной стороны, значит рассматривать, рассуждать о чем нибудь, анализировать какой либо объект, пытаться понять его смысл, приводить… …   Литературная энциклопедия

  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА —         одна из специализированных сфер культуры, функционально ре шающая задачи интеллект. чувственного отображения бытия в худож. образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности.         Изучением Х.к. традиционно занимались… …   Энциклопедия культурологии

  • КРИТИКА — (греч. krittke, от krino сужу). Разбор и суждения о достоинствах и недостатках какого либо предмета, труда, особенно сочинения; обсуждение, оценка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КРИТИКА греч.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Критика —     КРИТИКА литературная вид литературного творчества, предметом которого служит сама литература. Подобно тому, как философия науки теория познания, гносеология орган самосознания научного творчества, так критика орган самосознания творчества… …   Словарь литературных терминов

  • “КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ” —     “КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ” (Kritik der Urteilskran) работа И. Канта, анализирующая эстетическую способность человека. Опубликована в 1790; первое введение к ней в 1914. Вошла в шестптомное собрание Сочинений (т. 5. M., 1966). Работа… …   Философская энциклопедия

  • «Критика» — украинский ежемесячный журнал, посвященный вопросам марксистского литературоведения, критики и библиографии; является проводником линии партии в литературно художественной политике. Издается Гизом Украины в Харькове с февраля 1928, размером в 10… …   Литературная энциклопедия

  • Критика музыкальная —         (греч. xritikn искусство судить, разбирать) изучение, анализ и оценка явлений муз. иск ва. В широком смысле К. м. входит в состав всякого исследования о музыке, поскольку оценочный элемент является неотъемлемой частью эстетич. суждения.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Художественная промышленность —         изготовление индустриальными методами декоративно прикладных художественных изделий, служащих для оформления быта и интерьера (одежда, плательные и декоративные ткани, ковры машинной выработки, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс …   Большая советская энциклопедия

  • Критика литературная — получила свое начало в древней Греции. Еще до Аристотеля многие греческие философы не только задумывались над вопросами эстетики и литературной критики, но писали целые трактаты о них. Так, по словам Диогена Лаэртского, Демокрит написал несколько …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • критика — и, только ед., ж. 1) Обсуждение, разбор чего л. с целью оценить достоинства, обнаружить и исправить недостатки. Объективная критика. Резкая критика. Критика работы нового правительства. 2) Особый литературный жанр, посвященный разбору… …   Популярный словарь русского языка

Книги

Другие книги по запросу «КРИТИКА художественная» >>