«ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ИСКУССТВА» ТЕОРИЯ

«ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ИСКУССТВА» ТЕОРИЯ
— эстетико-социологическая концепция, сложившаяся в Советской России в 20-х гг., прогнозировавшая подъем и преобладание новых отраслей эстетической деятельности, связанных с высокоиндустриальным производством социально и утилитарно полезных предметов, и рассматривавшая грядущее пролетарское иск-во в качестве особого вида промышленности. Разрабатывалась теоретиками Лефа (Левый фронт искусств) Б. И. Арватовым, О. М. Бриком, Б. А. Кушнером, Н. С. Тарабукиным и др. Наиболее полно представлена в книгах Арватова («Искусство и классы», «Искусство и производство», «Об агит- и производственном искусстве») «П. и.» т. была своеобразным откликом на поставленную социалистической революцией задачу широкой демократизации иск-ва, сближения его с новой жизнью и общесоциальным строительством. Но эту историческую задачу теоретики Лефа толковали по-своему, связывая ее решение с пропагандой эстетики социально-технической целесообразности и поощрением конструктивизма, практика к-рого внесла первый и очень важный вклад в историю совр. дизайна. Опора на конструктивизм, оценка его как нового профессионально-творческого метода, направленного на формообразование реальных функциональных предметов, участие в выработке его принципов и др.— все это является исторической заслугой «П. и.» т. и дает известное основание оценивать ее как предтечу совр. технической эстетики. В более широком плане данная концепция представляет интерес как самая первая в нашей стране теоретическая попытка выйти за пределы традиционно понимаемой эстетики («философии изящных искусств») и тем самым расширить предмет эстетической науки. Обновляя эстетику, «производственники» не избежали, однако, серьезных просчетов и противоречий. Это проявилось, с одной стороны, в упрощенном толковании иск-ва («рамочное иск-во», «иск-во-ил-люзия» и т. п.) и даже отрицании его как самостоятельной и самоценной эстетической деятельности, а с др.— в преувеличении роли новой эстетической деятельности — дизайна как орудия перестройки всей жизни (как «жизне-строения»), что сообщило «П. и.» т. оттенок эстетической и социальной утопии.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "«ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ИСКУССТВА» ТЕОРИЯ" в других словарях:

  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… …   Википедия

  • БЕНЬЯМИН (BENJAMIN) Вальтер — (1892 1940) нем. философ, культуролог, литературовед и теоретик иск ва, мыслитель леворадикального толка, по идейно теоретической ориентации примыкающий к франкфуртской школе неомарксизма. Ядро эстетической теории Б. составляют размышления о… …   Эстетика: Словарь

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • БОГДАНОВ —         (МАЛИНОВСКИЙ) Александр Александрович (др. псевдонимы Максимов, Рядовой, Вернер) (1873 1928) философ, социолог, культуролог, экономист, ученый естествоиспытатель, прозаик, полит, деятель. Родился в семье народного учителя. В 1892 окончил… …   Энциклопедия культурологии

  • Фаворский, Владимир Андреевич — В. Фаворский (фото 1920 х годов) …   Википедия

  • Владимир Андреевич Фаворский — Владимир Фаворский. 1920 е Владимир Андреевич Фаворский (14 марта 1886, Москва 29 декабря 1964, Москва) российский и советский художник график, выдающийся мастер русской гравюры и книжного дизайна, иллюстратор, искусствовед, сценограф, живописец… …   Википедия

  • Владимир Фаворский — Владимир Фаворский. 1920 е Владимир Андреевич Фаворский (14 марта 1886, Москва 29 декабря 1964, Москва) российский и советский художник график, выдающийся мастер русской гравюры и книжного дизайна, иллюстратор, искусствовед, сценограф, живописец… …   Википедия

  • Фаворский В. — Владимир Фаворский. 1920 е Владимир Андреевич Фаворский (14 марта 1886, Москва 29 декабря 1964, Москва) российский и советский художник график, выдающийся мастер русской гравюры и книжного дизайна, иллюстратор, искусствовед, сценограф, живописец… …   Википедия

  • Фаворский Владимир Андреевич — Владимир Фаворский. 1920 е Владимир Андреевич Фаворский (14 марта 1886, Москва 29 декабря 1964, Москва) российский и советский художник график, выдающийся мастер русской гравюры и книжного дизайна, иллюстратор, искусствовед, сценограф, живописец… …   Википедия

  • Фаворский, Владимир — Владимир Фаворский. 1920 е Владимир Андреевич Фаворский (14 марта 1886, Москва 29 декабря 1964, Москва) российский и советский художник график, выдающийся мастер русской гравюры и книжного дизайна, иллюстратор, искусствовед, сценограф, живописец… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»