КАНТ (KANT) Иммануил


КАНТ (KANT) Иммануил
(1724— 1804) — родоначальник нем. классической философии, «Основная черта философии Канта есть примирение материализма с идеализмом, компромисс между тем и другим...» (Ленин В. И., т. 18, с. 206). Эстетические воззрения К. в «докритический» период развития его философии (до 1770 г.) не приведены в систему. Предвосхищая эстетику движения «Буря и натиск», гл. внимание он уделяет переживаниям человека («Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного», 1764), В 70-е гг. К. сформулировал два важнейших эстетических понятия — «эстетическая видимость» и «свободная игра», первым он обозначил сферу, где существует красота, вторым — специфическую ее особенность — двойственное существование, т. е. существование одновременно в двух планах — реальном и условном. «Существует такая видимость, с которой дух играет и не бывает ею разыгран. Через эту видимость создатель ее не вводит в обман легковерных, а выражает истину». Наслаждение иск-вом, по К.,— соучастие в «игре». Гл. произв. К. по проблемам эстетики, относящееся к «критическому» периоду,— «Критика способности суждения» (1790). В нем связаны в единое целое эстетические взгляды зрелого К., перебрасывается мост от мира природы к миру свободы, от теории к практике, понимаемой как нравственное деяние. Осн. категория эстетики К.— целесообразность (гармоническая связь частей и целого). Если телеологическая способность суждения  обнаруживает объективную целесообразность в природе, то эстетическая — создает субъективную целесообразность в иск-ве. Произв. иск-ва, как и создания природы, имеют органическую структуру. Опосредствующую роль эстетического проясняет рассмотрение двух осн. его категорий — прекрасного и возвышенного. Аналитика прекрасного строится у К. в соответствии с классификацией суждений по четырем признакам — качеству, количеству, отношению, модальности. Отсюда четыре «пояснения»; предмет незаинтересованного благоволения наз. прекрасным; прекрасно то, что всем нравится без понятия; красота — это форма целесообразности предмета без представления о его цели; прекрасно то, что вызывает благоволение с силой необходимости. К. развеял, т. обр., рационалистические и утилитаристские представления о прекрасном, сведя его к «незаинтересованному» удовольствию, доставляемому созерцанием эстетической формы. Но незаинтересованность и бесцельность относятся, по К., только к «чистой» красоте; гл. же вид красоты — «сопутствующая» — предполагает цель и интерес; именно в ее сфере реализуется идеал. Такого рода красота есть «символ нравственно доброго», «выражение эстетических идей», к-рыедают импульс познанию, не сливаясь с ним. Еще глубже опосредствующая роль эстетики раскрывается у К. в аналитике возвышенного, суть к-рого в нарушении привычной меры. Возвышая, оно выступает мерилом нравственности. Суждение о возвышенном требует культуры — развитого воображения и высокой моральности. Учение об иск-ве занимает сравнительно небольшое место в эстетике К. Иск-ву дается определение от противного: это не наука, не природа, не ремесло. Предлагаемая К. классификация видов искусства основана на различии способов выражения эстетических идей (т. е. красоты). При этом материалом для художника служит либо форма, либо содержание. В результате К. выделяет три осн. вида изящных искусств — словесные, изобразительные и иск-во «игры ощущений». Высшая форма иск-ва — поэзия, к-рая «может быть целесообразно применена рассудком для его дела». Изобразительное искусство включает в себя иск-во чувственной истины (пластика, к к-рой К. относит ваяние и зодчество) и иск-во чувственной видимости (живопись). Иск-во изящной игры ощущений—это иск-во звуков (музыка) и иск-во красок (К. скупо говорит о возможности и такого вида худож. творчества, когда меняется цветовая гамма). Сочетание названных осн. видов иск-ва рождает новые его виды. Для восприятия иск-ва нужен вкус, для творения — гений (Гений художественный). Последний не представляет, по К-, чего-то сверхъестественного, но наделен четырьмя необходимыми признаками: он создает нечто, выходящее за пределы правил; произв. его служит образцом; не поддается объяснению, как возникло его произв.; его сфера — не наука, а иск-во. В дальнейшем К- расширил сферу гения, отнеся сюда всю область творческого воображения. Формалистическая тенденция, просматривающая в эстетике К., не была, однако, как и в его этике, проведена им последовательно. Он сам развенчал ее, объявив высшим в иск-ве не бесцельную красоту, а то, что возвышается до изображения идеала.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "КАНТ (KANT) Иммануил" в других словарях:

  • Кант (Kant) Иммануил — (1724—1804), родоначальник немецкой классической философии, профессор университета в Кёнигсберге, иностранный почётный член Петербургской Академии наук (1794). В 1747—55 разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кант (Kant), Иммануил — (1724 1804)     родоначальник немецкой классической философии. Член Берлинской и Сиенской АН, поч. член Петербургской АН (1794). Педагогические идеи К. тесно связаны с его философским учением. Их важным теоретическим источником была теория… …   Педагогический терминологический словарь

  • КАНТ (KANT) Иммануил — (1724 1804) родоначальник нем. классической философии, основатель «критического», или «трансцендентального», идеализма. Несмотря на идеалистическое понимание природы морали, К. мн. сделал для уяснения специфики нравственности и уточнения предмета …   Словарь по этике

  • КАНТ (KANT) Иммануил — (1724 1804) выдающийся представитель немецкой классической философии, автор завершенной философско политической концепции либерализма. Тезис Канта о максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права стал одним из оснований …   Политологический словарь-справочник

  • КАНТ — (Kant) Иммануил (1724 1804) нем. философ, крупнейший представитель нем. идеализма. Доцент (1755 1770), проф. Кёнигсбергского ун та (1770 1796). В философии К. традиционно выделяется два периода: «докритический» (до 1770) и «критический». Ранние… …   Философская энциклопедия

  • Кант Иммануил — (1724 1804), родоначальник немецкой классической философии; профессор университета в Кёнигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). В 1747 1755 разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной …   Энциклопедический словарь

  • Кант Иммануил — Кант (Kant) Иммануил (22.4.1724, Кенигсберг, ныне Калининград, ‒ 12.2.1804, там же), немецкий философ и учёный, родоначальник нем. классической философии. Прожил всю жизнь в Кенигсберге, где окончил университет (1745) и был в 1755‒70 доцентом, а… …   Большая советская энциклопедия

  • Кант Иммануил — (Kant) Кант (Kant) Иммануил (1724 1804) Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, примиривший эмпиризм и рационализм, разграничивший области знания и веры. Профессор университета в Кенигсберге. 1794 иностранный почетный… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Кант, Иммануил — Иммануил Кант. КАНТ (Kant) Иммануил (1724 1804), родоначальник немецкой классической философии. В 1755 96 преподавал в Кенигсбергском университете. В 1747 55 разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Кант — (Kant) Иммануил (1724 1804). Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Профессор университета в Кенигсберге. По общественным взглядам просветитель умеренного направления. В своем главном труде Критика чистого разума Кант… …   1000 биографий

Книги