КАМЮ (CAMUS) Альбер


КАМЮ (CAMUS) Альбер
(1913— 60) —фр. писатель, эссеист, философ, близкий к экзистенциализму. Эстетические взгляды К. вместе с его философскими и писательскими ориентациями претерпевают заметную эволюцию. В довоенный период К., уроженец фр. Алжира, придерживался идеи необходимости слияния человека с вечно длящейся природой. Иск-во в круге этих идей осмысливается им как тот феномен, в общении с к-рым у человека открывается возможность хотя бы временно преодолеть ощущение своей случайности в мире. Под влиянием участия в движении Сопротивления фашизму в эстетическом сознании и творчестве К., представляющих собой противоречивый сплав индивидуалистических и гуманистических тенденций, усиливаются последние. В послевоенные годы К. становится властителем дум европ. интеллигенции, находившейся под влиянием экзистенциальных идей хаотичности мира и случайности человеческого существования. В мировоззрении К. сильны мотивы стоицизма, призыва к бунту человека перед лицом абсурдности его бытия и непреодолимости зла (повесть «Посторонний», 1944; антифашистский роман-притча «Чума», 1947). В 50-е гг. К. близок к Сартру, симпатизирует его идее «вовлеченности» лит-ры в дела мира. Однако в отличие от Сартра в этот период понятие бунта К. осмысляет уже не только как отрицание абсурдности бытия, но и как утверждение таких общечеловеческих ценностей, как свобода, солидарность, любовь, что получает выражение в иск-ве. При этом К. подчеркивает противоположность бунта и революции и как следствие — иск-ва и революции. Он считает, что все исторические революции, устанавливавшие жесткие новые порядки, были враждебны иск-ву — воплощению вечного бунта против всяких оков. Художник по-своему стремится преодолеть хаотичность мира, придав ему в произв. единство и «стиль», из «тотального безобразия мира» он должен извлечь то, что может утвердить красоту. Созданная художником красота, считает К., помогает людям «полюбить этот ограниченный и смертный мир, предпочитая его всем другим». Рассматривая отношения иск-ва и действительности, К. отвергает формализм за его отлет от мира. Но тут же подвергает критике и реализм за его якобы полную погруженность в жизнь. Подлинный стиль, представляющий собою высокое иск-во, согласно К., избегает этих двух крайностей. Он рождается, когда художник, используя элементы реальности, свободно их переставляет и «воссоздает мир в его единстве и границах». Назвав две формы протеста XX в.— революцию и иск-во, К. выбирает последнее, видя в нем «подлинное лицо бунта», вечный творческий протест против уже созданного. Утверждая ответственность художника перед эпохой и народом, устремления к-рого он призван выражать, К. в то же время отрицает классовую обусловленность худож. творчества. Художник предстает у него как классово-индифферентный выразитель «всеобщих» интересов и ценностей. В этом постулате, как и в эстетике К. в целом, проявилась противоречивость, свойственная мелкобуржуазному сознанию. Осн. работы, в к-рых нашли выражение эстетические взгляды К-: «Миф о Сизифе» (1942), «Актуальности хроники 1944—1948» (1950), «Взбунтовавшийся человек» (1951), «Речь в Швеции» (1958; по поводу получения Нобелевской премии).


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "КАМЮ (CAMUS) Альбер" в других словарях:

  • Камю (Camus) Альбер — (1913—1960), французский писатель и философ экзистенциалист. Участник Движения Сопротивления. В повести «Посторонний» (1942; другое название «Чужой») тема абсурдности жизни раскрывается через поток сознания внутренне опустошённого героя.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КАМЮ (CAMUS) Альбер — (1913 60) фр. писатель и мыслитель, представитель экзистенциализма. Философско этические взгляды К. изложены в его пьесах, повестях и эссе, гл. тема к рых положение человека в совр. капиталистическом об ве. К. разделяет экзистенциалистский подход …   Словарь по этике

  • КАМЮ (CAMUS) Альбер — (1913 1960) франц. философ и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Род. в г. Мондови (Алжир) в семье сельскохозяйственного рабочего. В Алжире К. учился в лицее (где встретился с Ж. Гренье, оказавшим серьезное влияние на него… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • КАМЮ — (Camus) Альбер (1913 1960) фр. философ, писатель, публицист, лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Сформировался под влиянием идей С. Кьеркегора, Э. Гуссерля, Ф.М. Достоевского, Л. Шестова. В центре внимания К. этические проблемы («Я… …   Философская энциклопедия

  • КАМЮ —         (Camus) Альбер (1913 1960) – франц. философ эссеист, писатель, журналист. Изучал философию в Алжир, ун те. Руководил Театром труда в Алжире, участвовал в Сопротивлении, сотрудничал в подпольной газете “Комба”, после освобождения ее гл.… …   Энциклопедия культурологии

  • Камю Альбер — (Camus) (1913 1960), французский писатель и философ экзистенциалист. Участник Движения Сопротивления. В повести «Посторонний» (1942; другое название «Чужой») тема абсурдности жизни раскрывается через поток сознания внутренне опустошённого героя.… …   Энциклопедический словарь

  • Камю Альбер. Camus. Биография. — Камю Альбер. Camus. Биография. Камю (Camus) Альбер (1913 1960) Камю Альбер. Camus. Биография Французский писатель, публицист, философ экзистенциалист. Альбер Камю родился 7 ноября 1913 в Мондови (Алжир), в семье рабочего. Учился на философском… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Камю Альбер — Camus. Камю (Camus) Альбер (1913 1960) Французский писатель, публицист, философ экзистенциалист. Афоризмы, цитаты Камю Альбер. Camus. Биография. • Одни созданы для того, чтобы любить, другие для того, чтобы жить. • Истина сияет подобно свету. • С …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Камю Альбер — Камю (Camus) Альбер (7.11.1913, Мондови, Алжир, ‒ 4.1.1960, Вильблевен, Франция), французский писатель, публицист и философ. Родился в семье рабочего. Учился на философском факультете Алжирского университета; занимался театральной и общественной… …   Большая советская энциклопедия

  • Камю, Альбер — Альбер Камю. КАМЮ (Camus) Альбер (1913 60), французский писатель и философ экзистенциалист. Поиски мировоззренческих опор в лишенном Бога и какого либо смысла мире, иллюзорность безграничной личной свободы в пьесе Калигула (1944) и последующих… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь