ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ в искусстве


ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ в искусстве
(лат. intellectus — ум, рассудок, разум) — особый тип, манера, форма, концептуально-философский склад худож. мышления (Мышление художественное), в к-ром рациональное преобладает над эмоциональным. Воплощаясь в худож. произв.. И, предстает как драма идей, персонажи к-рой олицетворяют и своими действиями передают (разыгрывают в лицах) мысли автора, выражают различные стороны его худож. концепции. Эту особенность подчеркивают сами художники — приверженцы И.: «Функция литературы — превращать события в идеи» (У. Сароян); «Искусство есть жизнь в свете мысли» (Г. Манн). В отличие от произв. психологического характера, нацеленных на передачу пластики движения мыслей, раскрытие диалектики души человека, взаимодействия мира и сознания, творцы интеллектуального иск-ва стремятся дать анализ состояния мира, выразить те или иные социальные проблемы, идеи. Эмоциональность восприятия образов здесь опосредствуется мыслью, ее постижением. И. в иск-ве обычно связан с использованием т. наз. параболической мысли, включением в произв. притчи или иных вставных элементов, к-рые, казалось бы, далеки от обсуждаемых в нем проблем современности. Однако отход от этих проблем происходит не по прямой, а по параболе, к-рая как бы вновь возвращает отошедшую в сторону мысль к современности, В И. философичность становится не только содержанием, но и структурой худож. произв., изменяя сам его тип: возникает роман-концепция, поэма-концепция, спектакль-концепция, фильм-концепция. Традиции И. в иск-ве восходят к лит-ре Просвещения XVIII в. (Дидро, Д. Дефо, Лессинг). В России И. присущ был творчеству Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), Герцена («Былое и думы»), Чернышевского («Что делать?»), получил отражение в «романе идей» Достоевского («Идиот», «Преступление и наказание» и др.). Худож. развитие XX в. отмечено усилением философского, концептуального начала в образном мышлении, что отчетливо проявилось в творчестве А. Франса, Т. Манна, Б. Шоу, Г. Уэллса, К. Чапека, Брехта, Ф. Дюрренмата, М. Фриша и др. Это связано с обострением социальных проблем, с развертыванием научно-технической революции, что не может не сказаться на характере и средствах их осмысления в иск-ве.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ в искусстве" в других словарях:

  • БРЕХТ (BRECHT) Бертольт — (1898 1956) нем. драматург, режиссер, теоретик театра, один из создателей нем. социалистического иск ва; художник антифашист, остросоциальное творчество к рого проникнуто гуманистическим пафосом. В 1933 47 гг. находился в антифашистской… …   Эстетика: Словарь

  • Цицерон — (М. Tullius Cicero) римский оратор, философ и государственный деятель. Как по внутренним причинам (разносторонности его способностей и деятельности), так и по внешним (обилию источников), это самая богатая из всех завещанных нам древним миром… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЛИТЕРАТУРА И МИФЫ — Постоянное взаимодействие Л. и м. протекает непосредственно, в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века через научные… …   Энциклопедия мифологии

  • Хорватия — (Hrvatska)         Социалистическая Республика Хорватия (Socijalistička Republika Hrvatska), республика в составе Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ), в северо западной части страны, омывается Адриатическим морем. Площадь 56 …   Большая советская энциклопедия

  • Казахская Советская Социалистическая Республика — (Казак Советтик Социалистик Республикасы)         Казахстан (Казакстан).          I. Общие сведения          Казахская ССР образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920; 5 декабря 1936 АССР была преобразована в… …   Большая советская энциклопедия

  • Сербия — (Србиja)         Социалистическая Республика Сербия (Социjaлистичка РепубликаСрбиja), республика в Югославии (СФРЮ). В составе С. социалистические автономные края Воеводина и Косово. Расположена на С. В. и В. Югославии, главным образом в бассейна …   Большая советская энциклопедия

  • Арте повера — (итал. arte povera бедное искусство) Направление, официально оформившееся в итальянском искусстве (в Турине) в к. 60 х нач. 70 х гг. и получившее достаточно широкое распространение в других странах Европы, хотя арте факты, аналогичные по духу А.… …   Энциклопедия культурологии

  • ИНТУИЦИЯ — (от позднелат. intuitio, от лат. intueor пристальное, внимательное всматривание, созерцание) способность к прямому усмотрению истины, постижению ее без всякого рассуждения и доказательства. Для И. обычно считаются типичными неожиданность,… …   Философская энциклопедия

  • ЭЛЬ ГРЕКО — (El Greco) (собств. Теотокопули, Theotocopuli) Доменико (1541 1614), испанский живописец. По происхождению грек. Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом (см. МАНЬЕРИЗМ) и выражают… …   Энциклопедический словарь

  • Шердаков, Владислав Николаевич — (р. 16.061934) спец. в обл. аксиологии, христ. этики, истории рус. филос.; д р филос. наук, проф. Род. в с. Большая Лука Вадинского р на Пензенской обл. Окончил филос. ф т ЛГУ (1957). Преподавал филос. в Ленингр. ин те театра, музыки и кино,… …   Большая биографическая энциклопедия