- ЖИВОПИСЬ
- — вид, изобразительного искусства, специфика к-рого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на к.-л. твердую поверхность (основа), образов действительности, получающих в зависимости от назначения произв., господствующего худож. стиля, времени и индивидуальности мастера-исполнителя определенную худож. интерпретацию. Используя цвет, рисунок, композицию, выразительность наложения мазков (фактуру), Ж. дает возможность наглядно воспроизводить колористическое богатство действительности, ее пространственность и материальность, воплотив широкие представления о жизни природы, людей и социальных процессах. Образы Ж. могут передавать плоскостность и глубинность пространства (перспектива), ставить акценты на постоянном или изменяющемся характере бытия, показывать живую стихию жизни и иллюстрировать отвлеченные идеи (аллегория, символ). Совокупность материалов Ж. (Материал искусства) и техники их использования определяется выбором красящих пигментов и связующих их веществ (масло, клей, воск и др.). Отсюда и появились такие разновидности Ж-, как масляная Ж., темпера, Ж. по штукатурке (фреска), энкаустика и т. п. Различные способы техники, худож. приемы и формы живописного повествования, исторически пополняясь и изменяясь, позволяли Ж. всегда, со времени ее появления в наскальных росписях палеолита, обладать широкими эстетическими возможностями отражения и истолкования реальности, выполнять важные общественные функции. Благодаря обилию жанров (исторический, бытовой пейзаж, портрет, натюрморт) и видов (монументально-декоративная, декорационная, станковая Ж. или картина, иконопись, панорама и диарама) Ж. находит применение в разных сферах социально-культурной жизни, способствует решению идеологических и познавательных задач, является высокоразвитой формой творчества и труда. Оказывая глубокое эмоциональное воздействие на зрителя, Ж. непосредственно участвует в формировании мировоззрения, высокой духовной культуры людей, в их эстетическом воспитании.
Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989.