ДРЕВНЕРУССКАЯ ЭСТЕТИКА


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЭСТЕТИКА
рус- эстетическая мысль  XI—XVI вв. Д. э. имела два гл. источника: матери-ально-худбж. культуру восточных славян и византийскую эстетику, проникавшую на Русь с конца Х в., нередко в южнославянской редакции («Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского и др.). В истории Д. э. можно выделить три осн. периода: домонгольский и время татаро-монгольского нашествия (XI — первая половина XIV в.); период консолидации национальных сил (конец XIV—XV в.); период единого рус. централизованного государства (конец XV—XVI в.). Для первого периода характерно активное освоение византийского худож.-эстетического наследия на основе восточнославянского мировосприятия. В «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет», в произв. Илариона, Кирилла Туровского, игумена Даниила и др. книжников отражены представления древн. русичей о красоте (природной, духовной, художественной), об иск-ве, возвышенном, героическом. Особым почитанием на Руси в этот период окружены книги как гл. носители духовных ценностей. И все др. явления, относящиеся к духовной сфере, воспринимались прежде всего эстетически, как несущие духовное наслаждение и обозначались как прекрасные. Для Д. э. этого периода характерны: особое внимание к чувственно воспринимаемым реализациям духовной красоты; наделение прекрасного осязательной предметностью (вещностью), конкретностью; тяготение к реализму и материалистичности; осмысление красоты как выражения истинного и сущностного; особая чуткость к красоте искусной деятельности; повышенная эмоциональность и мажорность; осмысление света в качестве важной модификации прекрасного. В архитектуре, живописи. прикладных иск-вах ценится величие, красочность, светоносность, яркость, драгоценность. Храм воспринимается как огромное роскошное произв. ювелирного иск-ва. На смену сакральному (священному) восприятию природы восточными славянами приходит понимание ее как прекрасного произв. верховного художника (бога). В ней усматривается прекрасный порядок — «строй», радующий душу. В качестве осн. характеристик природной красоты выступают величина, высота, округлость, «искусная сделанность», выделенность в пространстве. К середине XIV в. в эстетическом сознании видное место занимает нравственная красота; в лит-ре складываются идеальные образы народного героя (князя, ведущего русичей на захватчиков) и духовного пастыря. Первый образ строится на единстве внешней красоты, мужества и нравственного совершенства; у второго преобладает нравственно-духовная красота, к-рая ценится в человеке не меньше мужества и отваги. Для эстетики второго периода характерно усмотрение в творческом акте единства мудрости, иск-ва и красоты — осознание софийности (мудрости) творчества, иск-ва. Высшего совершенства и полноты выражения этот принцип достигает в иск-ве Андрея Рублева, сумевшего с помощью худож. средств живописи выразить высочайшие духовные ценности своего времени в их общечеловеческой значимости. В его живописных образах наиболее полно воплотилась древнерус. философия гуманности, мудрости и красоты. Епифаний Премудрый и др. книжники разрабатывают в этот период теорию словесного иск-ва, одновременно реализуя ее на практике. Усиливается эстетическое начало в иск-ве слова (стиль «плетения словес»). Особая активизация эстетической мысли характерна для третьего периода. На рубеже XV—XVI вв. Нил Сорский разрабатывает рус. вариант эстетики аскетизма, а внимание Иосифа Волоцкого привлечено к осмыслению литургической (культовой) эстетики; он же излагает, опираясь на идеи византийской эстетики, теорию иконы и сюжетно-иконографическую программу для живописцев. В XVI в. в развитие эстетической теории вносят свой вклад Максим Грек, Вассиан Патрикеев, Зиновий Отенский, старец Артемий, Андрей Курбский и др. Эстетическая сфера, и прежде всего лит-ра и иск-во, активно переплетаются в этот период с социально-политической и идеологической борьбой. Слово писателя осознается как важное оружие в борьбе за социальную справедливость («правду»). Труд художника расценивается как высоконравственный и особо почитаемый. На теоретическом уровне каноничность (Канон) и традиционализм осознаются в качестве важнейших принципов иск-ва, а худож. практика идет по пути активного отказа от них. Разворачивается полемика по поводу аллегорических и символических (Аллегория, Символ) изображений, в результате к-рой концепция символизма Псевдо-Дионисия Ареопагита осмысливается в качестве теоретического фундамента живописи. Ряд принципов Д. э. формулируется теоретиками иск-ва (в области живописи, риторики, музыки) уже в XVII в., когда своеобразие древнерус. иск-ва выявилось особенно рельефно при сравнении с западноевроп, иск-вом Ренессанса (Возрождения эстетика) и Барокко, нашедшем признание в России того времени.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "ДРЕВНЕРУССКАЯ ЭСТЕТИКА" в других словарях:

  • древнерусская эстетика — (как парадигма) Русская средневековая эстетика (XI XVII вв.). В ее истории условно можно выделить два основных периода: 1. собственно средневековый (XI XVI вв.) и 2. переходный от средних веков к Новому времени (XVII в.). Для первого периода… …   Энциклопедия культурологии

  • Эстетика мистического — (греч. mystika таинство)    совокупность представлений и художественных приемов, посредством которых творческое сознание вводит в создаваемое им произведение искусства образы, свидетельствующие о существовании сверхчувственной, мистической… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • Эстетическая мысль в России —    берет свое начало с кон. X в., со времени «крещения Руси», как самосознание эстетического мироотношения Древней Руси. Последнее имело своими истоками языческую культуру вост. славян, сплавленную с византийско христианской эстетической и… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Иларион, митрополит киевский — Иларион (сер. XI в.) – митрополит киевский, оратор и писатель, церковно политический деятель. Сведения о жизни и деятельности митрополита И., содержащиеся преимущественно в Начальной русской летописи, дают мало для его биографии, но помогают… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — (от лат romanus римский) стилевое направление в западноевроп. иск ве X XII вв. (в ряде стран также XIII в.), выразившее стремление королевской власти и церкви опереться на авторитет Римской империи. Р. с. полнее всего выражен в архитектуре и… …   Эстетика: Словарь

  • РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА — Древнерусская литература (конец X—XVII вв.)Литература XVIII векаЛитература 1‑й половины XIX векаЛитература 2‑й половины XIX векаЛитература конца XIX — начала XX вв.Русская советская литература (1917—1987)Мировое значение русской… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… …   Большая советская энциклопедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • Русская музыка —         Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… …   Музыкальная энциклопедия

Книги