ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ в искусстве

ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ в искусстве
(от лат. documentum — свидетельство) — понятие, характеризующее новое эстетическое качество, присущее худож. культуре XX в., к-рое сложилось под влиянием технических средств передачи информации (фотография, печать, радио, кинематограф, телевидение), способных представить действительность в непретворенном виде, но не тождественно ей. Предоставленная техническими средствами возможность запечатлеть жизнь непосредственно актуализировала значение документа в культуре и породила не только самостоятельную ветвь документального кино в противоположность игровому, не только документацию того или иного явления или факта жизни, но и оказала влияние на иск-во (появление документальной драмы, документальной прозы). Д. стала одним из устойчивых образных мотивов в худож. культуре XX в. Технические средства позволили достигнуть в иск-ве нового уровня приближения к жизни. Вместе с тем совр. Д. в и. столько же обязана совпадению изображения с реальностью, сколько и несовпадению, различию, связанному каждый раз с несовершенством техники. Так, даже прямая телепередача, обладающая на сегодня максимумом Д., ограничена законами перспективы, двухмерностью, рамками кадра, выбором натуры и т. п. Совершенствование техники вносило и вносит поправки в смысл понятия «Д.», но для XX в. в целом оно обладает некрой общей эмпирической определенностью. При употреблении этого понятия применительно к иск-ву имеется в виду степень не столько тождественности изображения действительности, сколько ощущения достоверности, доверия, возникающего у зрителя в процессе восприятия. При этом знаком Д. становится подчас как раз неполнота, отступление от тождества. Так, совр. кинозрителю черно-белый кадр кажется более документальным, чем цветной. Возникнув первоначально в рамках фотографии, верстки газетной полосы, черно-белого плоского изображения на экране, Д. со временем абстрагировалась от них, став самостоятельным эстетическим качеством. Она приобрела не только ико-нический, но и знаковый смысл, применимый в любом др. (в т. ч. нетехническом) виде иск-ва и вступающий во взаимодействие с др. худож- средствами. Д. стала средством обновления театра, оказала влияние на изобразительное искусство,  проникла в худож. литру и даже в музыку («конкретная музыка»), Будучи огромным шагом вперед по пути достижения жизнеподобия в иск-ве, Д. одновременно была и его ограничением, переходом от целостности классического реализма к неполноте, фрагментарности документализма. Воплотившиеся в документализме новая степень приближения к действительности, с одной стороны, и частичность, фрагментарность изображения — с др., характерны как для установок отдельных крупных художников XX в., так и для целых течений (дадаизм, сюрреализм). Фрагментарность документального изображения преодолевается с помощью др. важного элемента иск-ва XX в.— монтажа. Д. изображения чаще всего влечет за собой именно монтажную структуру построения худож. произв. В частичности документализма, в опоре его на внешнее заложена также возможность дедокументализации документа, Ставя документальное изображение в иной контекст с помощью монтажа или выделяя побочные мотивы, не связанные с его осн. смыслом, художник может создать совершенно новый образ. Эффект дедокументализации, в частности, широко применяется в фотоискусстве и игровом кино, использующем эстетические возможности хроники, в т. ч. путем деформации кадра. Эмпирическое понятие Д. будет, по-видимому, меняться в процессе дальнейшего совершенствования техники средств массовой коммуникации (Искусство и массовая коммуникация) .


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ в искусстве" в других словарях:

  • ЗОЛЯ — (Zola) Эмиль (1840 1902) фр. писатель, один из теоретиков натурализма в эстетике В ранних выступлениях поддержал импрессионистов (Импрессионизм) в их борьбе с салонно академическим иск вом, отметив «научные», «натуралистические» тенденции в… …   Эстетика: Словарь

  • КАРАМЗИН Николай Михайлович — (1766 1826) рус. писатель, историк, критик, журналист. К. совершил путешествие в Западную Европу (Германия, Швейцария, Франция, Англия), что послужило основой для его «Писем русского путешественника» (первое полное издание в 1801 г.) произв., к… …   Эстетика: Словарь

  • ТЕЛЕВИДЕНИЕ — (от греч. tele вдаль, далеко) средство массовой аудиовизуальной коммуникации и экранное зрелище, типологически близкое киноискусству. Как средство культурной коммуникации Т. отличается от кинематографа периодичностью связи с аудиторией,… …   Эстетика: Словарь

  • жанр — а; м. [франц. genre] 1. Исторически сложившийся род искусства или литературы, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; отдельные разновидности этого рода. Музыкальные, литературные жанры.… …   Энциклопедический словарь

  • История портрета — Основная статья: Портрет …   Википедия

  • АХР — Митрофан Греков, «Трубачи Первой Конной». Картина написана в 1934 году, после роспуска объединения, но вполне отражает его идеологические устремления АХРР, Ассоциация художников революционной России; с 1928 года  АХР, Ассоциация художников… …   Википедия

  • АХРР — У этого термина существуют и другие значения, см. АХР (значения). Митрофан Греков, «Трубачи Первой Конной». Картина написана в 1934 году, после роспуска объедине …   Википедия

  • ЖАНР — (франц. genre) (в искусстве) исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие жанр обобщает черты, свойственные обширной… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЖАНР — (французское genre), исторически сложившееся внутреннее подразделение вида искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой либо… …   Современная энциклопедия

  • Фотография — Наиболее распространенный ныне тип визуального изображения, основанный на технике репродуцирования. Возникновение Ф. связывают с именами француза Жозефа Нисефора Ньепса (1765 1833) и парижского диорамиста Луи Жак Манде Дагера (1787 1851). Если… …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»