ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович


ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович
(1836—61)—рус. революционер-демократ, мыслитель-материалист, литературный критик, публицист, поэт, соратник Чернышевского. С 1857 г. сотрудничал в журнале «Современник», возглавлял в нем отдел критики и библиографии (1857—61). Эстетические воззрения Д. отчетливо выражены в многочисленных литературно-критических и публицистических статьях. Лит-ра и иск-во рассматриваются в них «как выражение общества, а не как что-то отдельное и совершенно независимое». Выступая последовательным и решительным противником теории «искусства для искусства», важную роль в худож. произв. Д. отводит «пропаганде». В зависимости от того, «что и как» пропагандируется, определяется «достоинство» автора и его творения. Осн. материалом, на базе к-рого строилась эстетическая теория Д., была худож. лит-ра. Передовые идеи, создание образа нового, стремящегося к революционному преобразованию жизни героя, внимание к трудовому народу составляют ее общественную роль. Вместе с тем Д. занимает не только момент идейный, содержательный, но и проблема художественности, специфики иск-ва. Требование «жизненной правды» выступает как осн. при определении места и значения того или иного худож. произв. Однако художник, по Д.,— не «пластинка для фотографии», не простой копиист действительности. Он должен проникать в «смысл» явлений, обобщать свои наблюдения, находить между ними связь, перерабатывать «в общности своего миросозерцания разнообразные и противоречивые стороны живой действительности», создавая собственный худож. мир. Подлинно талантливый писатель не только открывает новые способы худож. освоения действительности, но и своими творениями позволяет глубже постичь жизнь, ее закономерности, ее «общий, таинственный смысл», нередко опережая научные исследования. Для Д. примером .такого художника был У. Шекспир, а в рус. лит-ре — Пушкин, Н. В, Гоголь, М. Ю. Лермонтов, И. А. Гончаров, А. Н. Островский, И. С. Тургенев. Свойственное революционно-демократической эстетике признание особой общественной роли худож. лит-ры связывалось у Д. с требованием значительности содержания: выбор предмета изображения небезразличен для определения «степени таланта» художника. «При совершенно равном таланте будет, вероятно, некоторая разница в живости, силе и поэтичности изображения, если одному из двух поэтов дать описывать стеариновую свечку, а другому звездное небо». Актуальность проблематики выступает у Д. как качество, способствующее выполнению лит-рой и иск-вом их социального назначения. Но и самый высокий идейный замысел не оправдан, если нарушена художественная правда (Правда художественная). К дидактизму, декларативности в иск-ве (Дидактика в искусстве) Д. относился негативно. Общественно-воспитательная функция иск-ва определяется, по Д., эстетическим переживанием, в основе к-рого лежит реалистическое изображение жизни в свете идей социальной справедливости. Формулируя принципы своей «реальной» критики, Д. придает большое значение мировоззрению художника. И хотя «не столько важно то, что хотел сказать автор, сколько то, что сказалось им», но если он мыслит «правильно», действительность отражается в его произв. «ярче и живее». Гл. задачей будущего развития лит-ры и иск-ва Д. считал выражение общенародных интересов, утверждение принципа народности (Народность искусства). Имея в виду прежде всего трудящиеся массы (крестьянство), он требовал создания «партии народа в литературе». Во мн. близкий по своим позициям эстетике Просвещения, Д. в то же время вместе с Белинским, Герценом, Чернышевским стал одним из основоположников рус. революционно-демократической эстетики. Важнейшие статьи, в к-рых выражены его эстетические взгляды; «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858), «Литературные мелочи прошлого года» (1859), «Что такое обломовщина?» (1859), «Темное царство» (1859), «Когда же придет настоящий день?» (1860), «Черты для характеристики русского простонародья» (1860), «Луч света в темном царстве» (1860), «Забитые люди» (1861).


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович" в других словарях:

  • Добролюбов Николай Александрович — Николай Добролюбов Николай Александрович Добролюбов (24 января (5 февраля) 1836, Нижний Новгород  17 ноября (29 ноября) 1861, Петербург)  русский литературный критик рубежа 1850 х и 1860 х годов, публицист, революционный демократ. Самые известные …   Википедия

  • Добролюбов Николай Александрович — Добролюбов, Николай Александрович самый знаменитый после Белинского русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения литературных произведений. Нерадостно сложилась краткая жизнь высокодаровитого юноши, ослепительно… …   Биографический словарь

  • Добролюбов Николай Александрович — [24.1(5.2).1836, Нижний Новгород, ныне Горький, ‒ 17(29).11.1861, Петербург], русский литературный критик, публицист, революционный демократ. Родился в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848‒53). В 1857 окончил Главный педагогический …   Большая советская энциклопедия

  • ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович — (1836 1861) рус. литературный критик, публицист, поэт, философ. В 1853 1857 учился в Главном педагогическом ин те в Петербурге. Кружок, который образовался вокруг него в ин те и возглавлялся им, первоначально вырабатывал отношение к религии. Его… …   Философская энциклопедия

  • Добролюбов Николай Александрович — (1836 61), рус. критик и публицист, революционер демократ. Познакомился со стихами Л. еще будучи семинаристом; тогда же прочел неопубл. поэму «Демон». Первая запись о чтении соч. Л. (изд. 1847) находится в его «Реестрах читанных книг» за 1852:… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Добролюбов Николай Александрович — (1836—1861), революционер демократ, литературный критик, публицист, поэт. Приехал в Петербург в 1853. Окончил Главный педагогический институт (1857), где был фактической главой оппозиционного студенческого кружка, в 1855 выпускал нелегальную …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович — (1836 61) русский литературный критик, публицист, революционный демократ. С 1857 постоянный сотрудник журнала Современник . Развивая эстетические принципы В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, видя назначение литературы прежде всего в критике… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Добролюбов Николай Александрович —       (1836 1861), революционер демократ, литературный критик, публицист, поэт. Приехал в Петербург в 1853. Окончил Главный педагогический институт (1857), где был фактической главой оппозиционного студенческого кружка, в 1855 выпускал… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Добролюбов, Николай Александрович — Запрос «Добролюбов» перенаправляется сюда; об однофамильцах см. Добролюбов (фамилия). Николай Добролюбов …   Википедия

  • Добролюбов, Николай Александрович — (род. 17 января 1836, ум. 17 ноября 1861) один из замечательнейших критиков русской литературы и один из характерных представителей общественного возбуждения в эпоху "великих реформ". Он был сыном священника в Нижнем Новгороде. Отец,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Добролюбов Николай Александрович — (1836 1861), русский литературный критик, публицист, революционный демократ. С 1857 постоянный сотрудник журнала «Современник». Вслед за В. Г. Белинским и Н. Г. Чернышевским, видя назначение литературы прежде всего в критике существующего строя,… …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович» >>