ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА


ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
— понятие, введенное в научный оборот Ортега-и-Гассетом в работе, имеющей то же название (1925). Под Д. и. Ортега понимал процесс устранения из произв. иск-ва, его эстетически воздействующей структуры всего того, что он считал, пользуясь терминологией Ницше, «слишком человеческим»,— ориентацию на обычный человеческий способ восприятия, предполагающий воспроизведение жизни «в формах самой жизни». Источником истинно эстетического восприятия, в отличие от «обыденного», является, согласно концепции Д. и., не то, «что» воспроизводится в произв., а то, «как» воспроизводится, точнее, конфликт, разрыв между этими «что» и «как». Данный факт и был осмыслен «новым», по терминологии Ортеги, авангардистски-модернистским иск-вом, стремящимся извлечь максимум эстетического наслаждения из процесса преодоления «что»— объекта, заимствованного из жизни, с помощью «как»— фантазии художника, отбрасывающего в своем произв. все «человеческие» (доступные обычному восприятию) свойства эстетически осваиваемой действительности. Подлинное эстетиче-

71

ское освоение реальности, доступное, как считают адепты Д. и., лишь немногим приверженцам «нового искусства», оборачивается, т. обр., последовательным обесчеловечением, расчеловечением живой жизни, лишением ее присущих ей форм: эстетическое и гуманно-человеческое оказываются на противоположных полюсах. Правда, концепция Ортеги, отразившая впервые, хотя и решающие шаги авангардистски-модернистского иск-ва вXX в., предполагала сохранение каких-то остатков исходной, обыденно-человеческой реальности. Последующее развитие и самого «нового искусства», и концепции Д. и. вело к устранению этих остатков из «эстетической реальности». Критика концепции Д. и. в рамках буржуазной эстетики, вдохновлявшаяся идеалами человечности иск-ва, не всегда, однако, оставалась свободной от крайностей. В противоположность идее условности иск-ва, гипертрофируемой в концепции Ортеги, нередко неоправданно выдвигался тезис о его «безусловности», хотя иск-ву отнюдь не свойственно прямо отождествлять худож. образы с формами воспроизводимой им жизни. Эта тенденция возобладала в постмодернистском иск-ве, однако и на ее почве также возникли дегуманизирующие устремления. Примером такой Д. и. можно считать гиперреализм.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Смотреть что такое "ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА" в других словарях:

  • Дегуманизация искусства — процесс устранения из произведений искусства слишком человеческого, ориентированно на обычное восприятие, предполагающее воспроизведение жизни в формах самой жизни (Ницше). В научный обиход термин ввел Х. Ортега и Гассет. Большой толковый словарь …   Энциклопедия культурологии

  • дегуманизация — и, ж. déshumanisation f. Отход культуры, искусства, науки и т. п. от описания, изучения духовной и нравственной жизни человека; попытка свести духовную, общественную и производственную деятельность человека к законам механики, физиологии и т. п.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Дегуманизация — ж. 1. Отход культуры, искусства, науки и т.п. от духовной и нравственной стороны в жизни человека. 2. Отсутствие гуманистического начала, гуманистической сущности. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • дегуманизация — и; ж. [от лат. de и греч. humanus человечный] Утрата гуманистической сущности, гуманистических начал в ком , чём л. Д. искусства, науки. Д. общественного сознания …   Энциклопедический словарь

  • дегуманизация — и; ж. (от лат. de и греч. humanus человечный) Утрата гуманистической сущности, гуманистических начал в ком , чём л. Дегуманиза/ция искусства, науки. Дегуманиза/ция общественного сознания …   Словарь многих выражений

  • ОРТЕГА-И-ГАСЕТ — (Ortega у Gasset) Xoce (1883 1955) исп. философ, теоретик искусства, публицист. С начала гражданской войны в Испании (1936) жил во Франции, Португалии, в 1939 эмигрировал в Латинскую Америку; в 1945 вернулся на родину. Получил известность своими… …   Философская энциклопедия

  • ОРТЕГА-И-ГАССЕТ —         (Ortega y Gasset) Xoce (1883 1955) исп. философ, публицист, издатель. С 1910 по 1936 руководил кафедрой метафизики Мадрид, ун та, оказав заметное влияние на формирование исп. филос. мысли 20 в. Принимал активное участие в полит, жизни до… …   Энциклопедия культурологии

  • ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… …   Философская энциклопедия

  • Ортега-и-Гасет Хосе — Ортега и Гасет (Ortega у Gasset) Хосе (9.5.1883, Мадрид, 18.10.1955, там же), испанский философ идеалист, публицист и общественный деятель. Сын литератора. Окончил Мадридский университет, затем изучал философию в университетах Лейпцига, Берлина и …   Большая советская энциклопедия

  • Ортега-и-Гасет — (Ortega у Gasset)         Хосе (9.5.1883, Мадрид, 18.10.1955, там же), испанский философ идеалист, публицист и общественный деятель. Сын литератора. Окончил Мадридский университет, затем изучал философию в университетах Лейпцига, Берлина и… …   Большая советская энциклопедия

Книги