БЕЗОБРАЗНОЕ

БЕЗОБРАЗНОЕ
— категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность. В отличие от низменного Б. воплощает ценностные характеристики таких природных и общественных явлений, к-рые при совр. уровне развития об-ва, хотя и имеют отрицательное общественное значение, как правило, не представляют серьезной угрозы человечеству, т. к. заключенные в них силы освоены человеком и подчинены ему. Б.— явления мертвенные, патологичные, неодухотворенные, лишенные целостности, внутреннего света и богатства. Б.— антипод прекрасного, тем не менее оно связано с ним множеством переходов. Еще древн. египтяне, постигая диалектику этих категорий, отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и Б. Проблему парадоксального взаимоотношения Б. и прекрасного а иск-ве впервые поставил Аристотель, подчеркнувший разницу между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом. Парадокс Б. в иск-ве состоит в том, что действительно безобразный предмет может быть изображен прекрасно. Поэтому эстетическое переживание Б. двойственно: наслаждение худож. произв. сопровождается чувством отвращения к самому предмету изображения. «...На что нам неприятно смотреть [в действительности] , на то мы с удовольствием смотрим в самых точных изображениях, например на облики гнуснейших животных и на трупы»,— отмечал Аристотель. В основе эстетического наслаждения от изображения даже Б. в иск-ве лежат радость узнавания действительности, ощущение мастерства художника, восприятие прекрасной формы и эстетического идеала, с позиций к-рого отрицаются негативные ценности, бичуется Б. Диалектика прекрасного и Б. может быть раскрыта в иск-ве и через противоречие между внешне Б. и внутренней красотой изображаемого явления (напр., образ Квазимодо в «Соборе Парижской богоматери» В. Гюго). В тех случаях, когда изображение Б. в худож. произв. лишено диалектической двойственности, оно либо приводит к натурализму, либо отражает идущую от реакционного романтизма установку на культ Б.— превращение его в положительную эстетическую ценность (нек-рые течения модернизма). С др. стороны, снятие Б. прекрасным изображением (идеализация) ведет к нарушению худож. правды (Правда художественная), к приукрашиванию действительности. Представление о Б. социально-исторично. Античная эстетика рассматривала Б. как момент комического (Аристотель, Цицерон), средневековое христианство отождествляло его с субстанциально злым, классицизм оценивал как абсолютную противоположность прекрасного и выводил за границы эстетического. Гегель связывает его с характерным. Большое внимание этой категории уделяла эстетика романтизма. Шлегель утверждал значимость эксцентрического и уродливого для иск-ва. В. Гюго понимал гротеск как соединение прекрасного с Б. Рус. революционно-демократическая эстетика,  поставив Б, в связь с социальными условиями, видела в его отражении широкие перспективы для реалистического иск-ва, для утверждения эстетического идеала «враждебным словом отри-цанья». (Образы Иудушки Головлева у М. Е. Салтыкова-Щедрина, Смердя-кова у Достоевского, князя Василия Куракина и др. у Толстого.) В разоблачении Б., негативных явлений действительности — важнейшая социальная функция социалистического иск-ва (пьесы Горького и Брехта, сатира Маяковского, фильмы М. И. Ромма и т. п.).


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "БЕЗОБРАЗНОЕ" в других словарях:

  • БЕЗОБРАЗНОЕ —         эстетич. категория, выступающая обычно как антитеза прекрасному, средоточие негативных характеристик бытия (бесформенное, «безобразное» и т. д.).         Если в др. греч. метафизике Б. обычно сближалось с понятиями небытия и зла (хотя… …   Философская энциклопедия

  • Безобразное — Одна из основных категорий эстетики, оппозиционная категории прекрасного, обозначающая ту область неутилитарных субъект объектных отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т.п. В… …   Энциклопедия культурологии

  • БЕЗОБРАЗНОЕ — эстетическая категория, противоположная прекрасному …   Большой Энциклопедический словарь

  • безобразное — эстетическая категория, противоположная прекрасному. * * * БЕЗОБРАЗНОЕ БЕЗОБРАЗНОЕ, впервые теоретически осмысленная Аристотелем (см. АРИСТОТЕЛЬ) категория эстетики (см. ЭСТЕТИКА), выражающая негативную эстетическую ценность; эстетическое… …   Энциклопедический словарь

  • Безобразное — Босх, Сад земных наслаждений, деталь Безобразное  категория из области эстетики, противопоставляемая прекрасному. Также является соотносительной с категорией …   Википедия

  • Безобразное —    морально эстетическое понятие, являющееся антонимом категории прекрасного, обозначающее полное отсутствие признаков красоты и, напротив, избыток таких признаков и свойств, как уродство, низость, отвратительность гнусность и т. п. Русский… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • Безобразное —         эстетическая категория, противоположная прекрасному (См. Прекрасное) и соотносительная с ним. Б. характеризует внешне выявленное разрушение некоторой внутренней меры бытия (само слово «безобразное» означает нечто неоформленное, хаотичное …   Большая советская энциклопедия

  • безобразное — эстетическая категория, противоположная прекрасному; служит для определения и оценки уродливо односторонних предметов и явлений действительности, нарушающих представление о красоте. Рубрика: эстетические категории в литературе Антоним/коррелят:… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Безобразное Мышление — понятие, введенное в Вюрцбургской школе , обозначающее мышление , свободное от чувственных элементов познания, в качестве которых выступают образы восприятия , представления и конструкции речи …   Психологический словарь

  • безобразное, отталкивающее лицо — сущ., кол во синонимов: 1 • образина (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • безобразное мышление — Категория. Объяснительное понятие, введенное в Вюрцбургской школе. Специфика. Мышление, свободное от чувственных элементов познания, в качестве которых выступают образы восприятия, представления и конструкции речи. К.Бюлер исследовал проявления… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»