ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЭСТЕТИКА

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЭСТЕТИКА
(или эстетика труда) — часть марксистско-ленинской эстетики, изучающая специфику эстетической деятельности в системе общественного производства. Хотя на ранних ступенях развития эстетической мысли П. э. не была выделена в самостоятельную область, нек-рые ее проблемы затрагивались уже в беседах Сократа, «Поэтике» Аристотеля, «Десяти книгах об архитектуре» Витрувия и т. д. Не знает структурных разграничений между нск-вом и материально-худож. культурой и эстетика Возрождения. Поляризация худож. и утилитарной деятельности произошла в условиях капиталистического разделения труда. Этот процесс фиксировал Кант в «Критике способности суждения». После Канта буржуазная классическая эстетика развивалась гл. обр. как философия иск-ва. Проблемы эстетической деятельности в системе производства исключались или рассматривались как прикладные. Однако в середине XIX в. разрыв между двумя сторонами культуры — материальной и духовной — оказался настолько существенным, что мн. представители эстетической мысли того времени (У. Мор-рис, Рёскин, Земпер) выступили с критикой этого положения и выдвинули требование эстетического освоения условий и продуктов материального производства. С тех пор параллельно с традиционной эстетикой развивается теория материально-худож. культуры. В конце века она вылилась в теорию функционализма, осн. принципом к-рой было утверждение прямой зависимости красоты изделия от степени его функционально-конструктивного совершенства. Стремясь к интеграции материальной и худож. культуры, функционализм придавал принципам формообразования в материальной сфере универсальное значение, неправомерно распространяя их на иск-во. Возникновение нового вида эстетической деятельности — дизайна — поставило марксистскую эстетику перед необходимостью его теоретического осмысления, рассмотрения специфики эстетической деятельности в системе материального производства. На этой основе произошло расширение предмета эстетики и выделение в ее структуре специального раздела — П. э., охватывающей целый комплекс общетеоретических, специальных и пограничных проблем эстетической науки. П. э. рассматривает закономерности формирования материально-худож. культуры в конкретно-историческом плане: роль труда в возникновении эстетической деятельности, развитие эстетического начала в труде; синкретический характер эстетической и утилитарной деятельности на ранних этапах развития культуры; ремесло как первая форма эстетической деятельности в системе материального производства, общность его эстетических принципов с фольклором; развитие прикладного иск-ва на базе мануфактурного производства; капиталистическое разделение труда  и деэстетизация машинного производства; эстетическое освоение новой техники и возникновение дизайна; закономерности развития дизайна в системе капиталистического производства и в условиях социализма. Специфику эстетической деятельности в системе материального производства П. э. исследует в структурном плане: метод худож- творчества и принципы формообразования, их обусловленность задачами и факторами материального производства; продукт эстетической деятельности, его инструментальная и знаковая функции, семантический и эстетический аспекты, критерий эстетической ценности, соотношение в нем красоты, и пользы; эстетическая организация среды,  проблема стиля; специфика «потребления» материально-худож. культуры, его зависимость от эстетических вкусов публики и господствующей в об-ве системы эстетических ценностей. П. э. поднимает также ряд проблем, смежных с теорией иск-ва: взаимодействие иск-ва и дизайна, роль иск-ва в формировании эстетических принципов и методов худож. творчества; воздействие техники на иск-во, и в частности средств тиражирования и массовой коммуникации; проблемы интеграции иск-ва, науки и техники и создания единой эстетической культуры об-ва. П. э. и техническая эстетика  не исключают и не подменяют, а взаимно предполагают друг друга. Техническая эстетика представляет П. э. конкретный материал, а П. э. выступает в качестве методологии по отношению к технической эстетике.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЭСТЕТИКА" в других словарях:

  • Производственная эстетика —         1) раздел технической эстетики (См. Техническая эстетика), изучающий закономерности формирования и особенности эстетической организации производственной среды в условиях промышленного предприятия. В исследованиях в области П. э.… …   Большая советская энциклопедия

  • производственная эстетика — 1) раздел эстетики, изучающий закономерности формирования и особенности эстетически комфортных условий производственной среды; 2) комплекс практических мероприятий, обеспечивающих эстетически комфортные условия труда …   Большой медицинский словарь

  • ЭСТЕТИКА ПРОИЗВОДСТВА — см. Производственная эстетика …   Эстетика: Словарь

  • ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА — (от греч. techne мастерство, искусство) научная дисциплина, изучающая закономерности формирования методами и средствами дизайна гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных и… …   Эстетика: Словарь

  • ТРУДА ЭСТЕТИКА — см Производственная эстетика …   Эстетика: Словарь

  • Кулаев, Казбек Владимирович — (род. 10.07.1938) спец. по эстетике; д р филос. наук, проф. Род. в с. Чер нигово Приморского края. Окончил Северо Осетинский гос. ун т (1961) и асп. по спец. "эстетика" Ин та истории искусств (ныне Росс. ин т искусствознания) (1966). С… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ИСКУССТВО И ТЕХНИКА — (от греч. techne искусство, мастерство). В своем историческом развитии И. и т. отражают взаимосвязи материальной и худож. культуры об ва. В древнегреч. эстетике понятие «технэ» означало одновременно иск во, умение, мастерство, а также произв.,… …   Эстетика: Словарь

  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе Э. в. вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном… …   Эстетика: Словарь

  • Научно-технический прогресс —         единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.          Истоки Н. т. п. в мануфактурном производстве 16 18 вв., когда научно теоретическая и техническая деятельность начинают сближаться. До этого материальное… …   Большая советская энциклопедия

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»