НАСЛЕДИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

НАСЛЕДИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
—явления худож. культуры прошлого, т. наз. «вечные ценности», осваиваемые и переосмысляемые современностью, образующие состав худож. традиции (Традиция и новаторство), С понятием Н. связан ряд проблем и трудностей. Во-первых, распространенное представление, согласно к-рому «вечные ценности» отбирает само «время», отвеивая случайные заблуждения и ставя все «на свое место», сильно стилизует действительность. Можно, по-видимому, считать, что, оценивая в настоящее время  трагедию Софокла «Эдип-царь» так же высоко, как в свое время Аристотель, мы тем самым признаем это произв. «вечной ценностью». Но ведь в течение ряда эпох европ. культуры, в т. ч. такой эпохи, как Ренессанс, «Эдип-царь», как и вообще греч. трагедия, был отодвинут на задний план, и возвращение интереса к Софоклу — результат не просто действия «времени», но деятельности определенного литературного движения — веймарской классики с Гёте во главе. Эстетическая ценность рус. иконы была открыта в полной мере лишь тогда, когда развитие иск-ва начала XX в. поставило в порядок дня пересмотр по-слеренессансной абсолютизации линейной перспективы. Ни Данте, ни Шекспир не были еще для времен Вольтера признанными обшеевроп. классиками (Классика в искусстве), в этом ранге их утвердила эстетическая мысль  нем. романтизма на протяжении жизни одного поколения. Изменения эстетических вкусов, запросов и мировоззренческих установок настолько радикально перестраивали иерархию «вечных ценностей», что их «вечность» оказывается под вопросом. Во-вторых, очевидно, что каждое поколение подходит к Н. со своими интересами: «Сикстинская мадонна» Рафаэля, в к-рой Шпенглер увидел динамический мир новой физики,— это как бы не та картина, к-рой посвящали свои излияния нем. писатель-романтик В. Г. Ваккенродер и В. А. Жуковский. Что же именно живет в веках — сохраняющий свою идентичность шедевр или простое присутствие этого шедевра как предлог для самовыражения новых поколений? Ответ на этот вопрос должен быть диалектичным: в веках живет не шедевр, понятый как вещь, замкнувшаяся в себе и недоступная историческому диалогу, но и не пустая фикция этого шедевра, не имеющая объективного бытия и служащая пассивным экраном, на к-рый последующие поколения могут проецировать самих себя, а диалог между классическим творением и новыми поколениями. В ходе этого диалога не только меняется и обогащается смысл классического творения, но и люди, воспринимающие иск-во, получают то, что отсутствовало в их сознании. Отсюда продуктивность Н., его поражающая способность «воскресать» и «возвращаться» к людям: как говорил Бахтин, «у каждого смысла будет свой праздник возрождения».


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "НАСЛЕДИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ" в других словарях:

  • ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — создание новых эстетических ценностей. В широком смысле Т. х., понимаемое как Т. «по законам красоты», присуще в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. В концентрированном же своем качестве оно находит выражение в …   Эстетика: Словарь

  • Казанское художественное училище имени Н. И. Фешина —  (КХУ им. Н. И. Фешина) Международное название Kazan Art College named after Nickolai Feshin Прежнее название до 1918 Казанская художественная школа до 1920 …   Википедия

  • Витебское художественное училище — Витебское Народное художественное училище  (ВНХУ) …   Википедия

  • КЛАССИКА в искусстве — (от лат. classicus совершенный,, образцовый) 1. В самом широком смысле худож. наследие (Наследие художественное) мировой и отечественной культуры, обладающее непреходящей эстетической ценностью. 2. Совершенные произв. иск ва, получившие признание …   Эстетика: Словарь

  • Бакиханов, Аббаскули-ага — Аббаскули ага Бакиханов (азерб. Abbasqulu ağa Bakıxanov; 21 июня 1794, с. Амираджаны Бакинского ханства январь 1847, Вади Фатима), также известный под литературным псевдонимом Кудси (азерб. Qüdsi, «чистый», «благородный»)  азербайджанский учёный… …   Википедия

  • Аббас-Кули-Ага Бакиханов — Аббаскули ага Бакиханов (азерб. Abbasqulu ağa Bakıxanov; 21 июня 1794, с. Амираджаны Бакинского ханства январь 1847, Вади Фатима), также известный под литературным псевдонимом Кудси (азерб. Qüdsi, «чистый», «благородный»)  азербайджанский учёный… …   Википедия

  • АКАДЕМИЗМ в искусстве — (от греч. akademia школа) 1. Бережное отношение к традициям, высокий профессионализм, «иммунитет» к модным, но недолговечным и поверхностным веяниям в иск ве. В то же время А. имеет и свою негативную сторону, нередко оборачиваясь традиционализмом …   Эстетика: Словарь

  • КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, обработка, воспитание, развитие) исторически определенная ступень развития об ва и человека, выраженная (опредмеченная) в результатах материальной и духовной деятельности людей, в создаваемой ими «второй природе».… …   Эстетика: Словарь

  • ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО в искусстве — (от лат. traditio передача и позднелат. novatio обновление и изменение) соотносительные понятия, противоположность и взаимозависимость к рых выражает реальную диалектику всякого полноценного акта худож. творчества. Приверженность Т. вне Н.… …   Эстетика: Словарь

  • ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — (от греч oikos дом, родина, logos учение, слово). Понятие Э., относимое до недавних пор к природе и связанному с ней образу жизни людей, переносится сегодня на отношение к К. и вообще к памяти, связанной с прошлым. Впервые выделяя в Э. два… …   Эстетика: Словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»