КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
(от греч. kritike — иск-во разбирать, судить и лат. realis — вещественный, действительный) — название, закрепившееся за осн. реалистическим методом иск-ва XIX в., получившим развитие и в иск-ве XX в. Термин «К. р.» подчеркивает критический, обличительный пафос демократического нск-ва по отношению к существующей действительности. Предложен Горьким для отличия этого типа реализма от социалистического реализма. Ранее использовался неудачный термин «буржуазный Р.», но и ныне принятый неточен: наряду с острой критикой дворянско-буржуазного об-ва (О. Бальзак, О. Домье, Н. В. Гоголь и «натуральная школа», М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. Ибсен и др.) мн. произв. К. р. воплотили положительные начала жизни, настроения передовых людей, трудовые и нравственные традиции народа. Оба начала в рус. лит-ре представляют Пушкин, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков, Толстой, А. П. Чехов, в театре — М. С. Щепкин, в живописи — «передвижники», в музыке — М. И. Глинка, композиторы «Могучей кучки», П. И. Чайковский; в зарубежной лит-ре XIX в.— Стендаль, Ч. Диккенс, С. Жеромский, в живописи — Г. Курбе, в музыке — Дж. Верди, Л. Яначек. В конце XIX в. сложился т. наз. веризм, совмещавший демократические тенденции с нек-рым измельчанием социальной проблематики (напр., оперы Дж. Пуччини). Характерный жанр лит-ры К. р.— социально-психологический роман. На базе К. р. сложилась рус. классическая худож. критика (Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Стасов), гл. принципом к-рой стала народность. В К- р. социально обосновываются формирование и проявление характеров, судьбы людей, общественных групп, отдельных классов (разорение поместного дворянства, укрепление буржуазии, разложение традиционного уклада крестьянской жизни), но не судьба об-ва в целом: изменение социального устройства и преобладающей морали мыслится в той или иной мере как следствие совершенствования нравственности или самосовершенствования людей, а не как закономерное возникновение нового качества в результате развития самого об-ва. В этом заключается присущее К. р. противоречие, в XIX в. неизбежное. Кроме социально-исторического и психологического детерминизма как дополнительный худож. акцент (начиная с творчества Г. Флобера) в К. р. используется биологический детерминизм;  у Толстого и др. он последовательно подчинен социальному и психологическому, но, напр., в нек-рых произв. литературного направления, глава к-рого — Золя теоретически обосновал и воплотил принцип натурализма, этот тип детерминации был абсолютизирован, что нанесло ущерб реалистическим началам творчества, Историзм К. р. обычно строится на контрасте «века нынешнего» и «века минувшего», на противопоставлении поколений «отцов» и «детей» («Дума» М. Ю. Лермонтова, «Сага о Фарсайтах» Дж. Голсуорси и др.), представлениях о периодах безвременья (напр., у О. Бальзака, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, ряда писателей и художников начала XX в.). Историзм в таком понимании нередко препятствовал адекватному отражению прошлого в исторических произв. В сравнении с произв. на темы современности, произв. К. р., глубоко отражающих исторические события, немного (в лит-ре — эпопея «Война и мир» Толстого, в живописи — полотна В. И. Сурикова, И, Е. Репина, в музыке — оперы М. П. Мусоргского, Дж. Верди). В зарубежном иск-ве в XX в. К- р. приобретает новое качество, сближаясь с разными видами модернизма и натурализмом. Традиции классического К. р. развивают и обогащают Дж. Голсуорси, Г. Уэллс, Б. Шоу, Р. Роллан, Т. Манн, Э. Хемингуэй, К. Чапек, Лу Синь и др. В то же время мн. художники, особенно во второй пол. XX в., увлекаясь модернистской поэтикой отступают от худож. историзма, их социальный детерминизм приобретает фаталистический характер (М. Фриш, Ф. Дюрренматт, Г. Фаллада, А. Миллер, М. Антониони, Л. Буньюэль и др.). К большим достижениям К. р. в киноискусстве относится творчество режиссеров Ч. Чаплина, С. Креймера, А. Куро-савы; разновидностью К. р. был итал. неореализм.


Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. . 1989.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ" в других словарях:

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — неоднородное течение в европейской и амер. философии втор. пол. 19 пер. пол. 20 в., для которого, наряду с признанием независимой от сознания реальности, характерно подчеркивание необходимости различать объект познания и его образ в сознании. К.р …   Философская энциклопедия

  • Критический реализм — Критический реализм: Критический реализм (литература)  направление в литературе Критический реализм (философия)  направление в философии …   Википедия

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — условное обозначение в советском литературоведении (сер. 30 х кон. 80 х гг.) той ветви реалистического искусства 19 20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности; введено в литературный обиход М. Горьким. Ср.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • критический реализм — I (филос.), течение в американской философии 20–х гг. XX в., в отличие от неореализма утверждало возможность лишь опосредованного познания. Основные представители: Д. Дрейк (D. Drake), А. О. Лавджой, Дж. Пратт (J. Pratt), А. Роджерс (A. Rogers),… …   Энциклопедический словарь

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — в философии течение в американской философии 20 х гг. 20 в., возникшее как реакция на неореализм. Основные представители Д. Дрейк, А. О. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В. Селлерс, Ч. О. Стронг. Согласно критическому реализму… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — один из видов философского реализма, развивавшийся в первой половине XX в. Для его сторонников характерно требование эпистемологического обоснования реальности предметов сознания и познания. Продолжая традицию кантовского критицизма, К.р.… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • критический реализм — художественное направление, возникшее в сер. 19 в. в ряде стран Европы и Америки и ставившее целью правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих; обратившееся к злободневным современным сюжетам. В. Г.… …   Художественная энциклопедия

  • Критический реализм (в искусстве) — Критический реализм, направление (метод) в реалистической литературе и искусстве 19 20 вв. Понятие К. р. воспринято советским литературоведением и искусствоведением от М. Горького, употребившего выражение К. р. (1934) для акцентирования… …   Большая советская энциклопедия

  • Критический реализм (в философии) — Критический реализм в философии, направление современной идеалистической философии, ведущее своё происхождение от «критической философии» И. Канта. Исходные принципы К. р. были сформулированы в Германии в конце 19 начале 20 вв. А. Рилем, О.… …   Большая советская энциклопедия

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (в литературоведении) — КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, условное обозначение в советском литературоведении (сер. 1930 х кон. 1980 х гг.) той ветви реалистического искусства 19 20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности; введено в литературный… …   Энциклопедический словарь

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (в философии) — КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, в философии течение в американской философии 20 х гг. 20 в., возникшее как реакция на неореализм (см. НЕОРЕАЛИЗМ (в философии)). Основные представители Д. Дрейк, А. О. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В.… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»